Коломна, завод Струве
Суда, построенные или прошедшие ремонт на верфи:
- "Урал" - пассажирский теплоход., мощность двигателя - 800 (400 х 2) д.л.с при 240 оборотах в минуту,скорость - около 19 верст/час (против течения) , груподъемность - 30 000 пудов (при осадке в 5'3").
Информация о верфи
Коломенский чугунно-медно-литейный и механический завод, расположенный на р. Москве, в 1.5 верстах от ее устья и в 3 верстах от г. Коломны, был основан в 1862 г. инженером Армандом Егоровичем Струве ближайшим образом для работ по сборке железнодорожных мостов на строившейся в то время линии Москва-Саратов. Удачно справившись с этой работой, завод быстро развился и уже с первых же шагов занялся изготовлением и вагонов, и железнодорожных платформ, и разных других изделий для железных дорог. В 1866 г. в дело вошел брат основателя—также инженер-Густав Егорович, и работа завода (получившего название „завода инженеров братьев Струве") еще более поднялась. С 1869 г. он занялся постройкой паровозов и с течением времени очень расширил и усовершенствовал это дело, выработав свыше 100 своих собственных типов паровозов и построив их до последней европейской войны больше 5000 штук.В 1871 г. завод был акционирован, с образованием „Акционерного общества Коломенского машиностроительного завода" с основным капиталом в 2.800.000 руб., и вскоре после этого о-во приобрело Кулебакский металлургический завод близ г. Мурома, сделав его подсобным для своего основного предприятия. На этом последнем заводе и была организована судостроительная верфь при с. Липне, на р. Оке, сыгравшая очень большую роль в развитии волжского судоходства последнего времени. Первый пароход был построен в 1878 г. для собственных нужд завода—в целях обслуживания перевозки разных материалов из Кулебак в Коломну и обратно. С 1881 г. судостроение начинает производиться заводом регулярно: в 1882 г. им сделан первый пассажирский пароход, в 1883 г. выстроена первая шхуна для Каспийского моря, в 1888 г. первая землечерпательная машина. В начале 1890-х годов завод выпустил ряд пароходов с двухколенчатыми паровыми машинами тройного расширения, в 1903 г. применил к паровой машине перегретый пар и в этом же году приобрел патент на изготовление тепловых двигателей Дизеля, производством которых и занялся с огромным успехом для нашей промышленности вообще и для волжского судоходства в частности: в 1907 г. заводом был выпушен на Волгу первый в мире винтовой буксирный теплоход „Коломенский дизель" (позднее „Мысль") с машиной Дизеля в 300 эффект, сил, в 1908 г. также первый в мире винтовой наливной морской теплоход „Дело" емкостью в 250.000 пуд. и мощностью машин в 2000 эффект, сил, в 1909 г. первый на Волге грузовой колесный теплоход „Карамыш" и т. д., вплоть до создания великолепных пассажирских гигантов о-ва „Кавказ и Меркурий" и не менее замечательных товаропассажирских теплоходов „Восточного общества".
Во всем громадном судовом строительстве завода не обходилось, конечно, и без неудач, начиная с постройки парохода „Надежда" по заказу о-ва „Самолет" в 80 гг. и кончая постройкой первого пассажирского теплохода „Урал" в 1911 г., но эти неудачи были, вообще, немногочисленны, а последние выполненные работы завода все без исключения отличались высоким совершенством.
В общем заводом было построено до 180 разнообразных судов: пароходов, теплоходов, шхун, землечерпательниц, баржей и т. д. Суда его постройки разошлись далеко за пределы волжского бассейна: на Дон, Сев. Двину, Обь и Каспийское и Черное моря. Между прочим, на Коломенском и Кулебакском заводах был построен почти весь железный нефтяной флот т-ва бр. Нобель.
Производительность завода по судостроению достигала в последние годы перед европейской войной до 4 слишком милл. руб.
Общее число рабочих во всех отделах заводах доходило до 10.000 чел. в Коломне и до 4.000 чел. в Кулебаках.
Техническим руководителем завода в период его особенного расцвета был широко известный своими работами инженер Раймунд Александрович Корейво.
(Описание завода взято из книги И.А Шубина "Волга и волжское судоходство")