Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

Катастрофа на Ладожском озере.

П. И. Журда. Исторический вестник №1, 1893 год. Источник: сайт Михаила Вознесенского РУССКИЕ МЕМУАРЫ

Очерк подготовлен к публикации Дмитрием Швецовым и Анатолием Талыгиным.

В очерке П.И. Журды описываются события, связанные с катастрофой пассажирского парохода "Александр Свирский", произошедшей на Ладожском озере в ночь на 1-ое октября 1885 года.

Пароход "Александр Свирский" первоначально принадлежал Петербурго-Волжскому пароходству, для которого и был построен в Англии в 1869 году на заводе Митчелла и Ко. Корпус железный, плоскодонный. Пароход колесный, паровая машина среднего давления в 100 сил. Пароход имел поместительные, роскошно отделанные и расположенные с большими удобствами каюты 1-ого и 2-ого класса. Для пассажиров 3-его класса имелось закрытое помещение. Осадка парохода - 4 фута. Эксплуатировался на линии Санкт - Петербург – Петрозаводск.

Первый раз пароход "Александр Свирский" прибыл в Петрозаводск 13-ого июля 1869 года, заменив пароход "Петрозаводск", того же пароходства на линии Петербург – Петрозаводск.

В 1879 году "Александр Свирский" был переделан на заводе Крейтона в городе Або. Корпус парохода был удлинен на 12 футов до 172 футов. Также вся внутренняя отделка парохода была заменена "на новую с возможными для пассажиров улучшениями и удобствами".

В свой последний рейс "Александр Свирский" отправился из Петрозаводска в ночь с 29 на 30 сентября 1885 года.

Суть событий, живо и красочно описанных в очерке, изложена в короткой газетной заметке, опубликованной в газете "Олонецкие губернские ведомости":

"Пароход "Александр Свирский", принадлежащий обществу Петрозаводского пароходства, в ночь на 1-ое сего октября, следуя с пассажирами Ладожским озером из Петрозаводска в Петербург, получил подводную пробоину и должен был, вследствие того, выйти на отмельоколо маяка "Сухо". Находившиеся на пароходе пассажиры, в числе до 120 человек, все, кроме пожелавших остаться на пароходе, были благополучно перевезены на маяк и размещены в строениях маячной прислуги.
Вследствие бурной погоды, с маяка можно было выехать для подачи телеграммы в Петербург только 2-ого числа. По получении телеграммы, был отправлен из Петербурга в тот же день, для принятия пассажиров, пароход ведомства путей сообщения "Озерной", и в то же время общество Петрозаводского пароходства поручило пароходу "Царь", шедшему из Петрозаводска в Петербург, подойти к маяку "Сухо" для той же цели. Этот последний пароход принял всех пассажиров и доставил их благополучно в Петербург 3-го октября."


| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |