Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

По пути "из варяг в греки" (Путевые впечатления).

И.Ф. Тюменев. "Исторический вестник", 1893г., т. 51, № 3, стр. 804-828, т. 52, №4 , стр. 133-156. Источник: сайт Михаила Вознесенского РУССКИЕ МЕМУАРЫ

Материал подготовлен к публикации Дмитрием Швецовым и Анатолием Талыгиным.

Очерк Ильи Федоровича Тюменева (1855-1927) - художника, литератора и либреттиста - посвящен "путевым впечатлениям" автора, осуществившего путешествие из Санкт-Петербурга до Новгорода.
Маршрут путешествия проходил по Неве до Шлиссельбурга, потом по каналу им. Александра II до Новой Ладоги вдоль южного берега Ладожского озера, оттуда уже по Волхову (причем часть пути по суше, минуя пороги) до Новгорода.
Все это с несколькими пересадками:
  • первая часть пути от Санкт-Петербурга до Шлиссельбурга была пройдена на невском пароходе,
  • затем путешествие продолжилось на маленьком "канальном" пароходе «Первенец», который доставил автора по каналу в Новую Ладогу. Этот пароход "резко отличался своей внешностью от обыкновенных невских пароходов; у него почти не было палубы, исключая небольшой площадки у трубы, остальное же пространство было занято рубками первого класса на корме и второго — на носу".
  • в устье Волхова опять пересадка на пароходик "Ваня-Вера", у которого "крошечная рубка 1-го класса (человек на 10, не больше) помещалась в корме и особою опрятностью не отличалась". Этот пароходик позволил (с остановкой и осмотром достопримечательностей в Старой Ладоге) добраться до Дубовика.
  • оттуда пришлось по суше на дилижансе, минуя волховские пороги, добираться берегом до Гостинопольской пристани.
  • следующий участок пути от Гостинопольской пристани до Соснинской пристани был преодолен на пароходе «Волхов», который был "настоящий, колесный, не чета канальным и ладожским карликам".
  • и, наконец, от Сосницкой пристани до Новгорода автора вез ещё один пароход.

Заслуживает внимания и другая работа И.Ф. Тюменева: "Хлебный путь в столицу", опубликованная в журнале "Нива" (СПб., 1898. – №2), текст которой доступен на сайте Вологодской областной научной униерсальной библиотеки в разделе Библиотека путешествий: Русский Север.
| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |