Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

Пароход "Баян" у стенки Сормовского завода

Пароход Баян

Пароход Боярин

Пароход Витязь

Пароход Государь

Пароход Гражданка

Пароход Граф

Пароход Графиня

Пароход Дворянка

Пароход Император Николай II

Пароход Император

Устав Пароходного Общества "по Волге" был высочайше утвержден 7 сентября 1843 года, но  до конца 1850-х гг. общество не занималось перевозками пассажиров, а вся его деятельность была направлена на приобретение буксиров и организацию с их помощью грузовых перевозок.
Первые однопалубные, предназначенные в основном для перевозки пассажиров, а также  небольшого количества грузов, пароходы общества - Царь и Царица - были заказаны и построены в Англии, на заводе Ревенгиль и Самюда, в Попларе (Эссекс), и введены в эксплуатацию в 1859г. Пароходы обслуживали пассажирскую линию Казань - Астрахань: от Казани до Астрахани можно было доехать в 1-ом классе за 32 руб., за 21 руб. – во втором, а поездка в третьем классе стоила 10 руб. 50 коп. Пароходы Царь и Царица предоставляли большие по сравнению с первыми пассажирскими волжскими пароходами, такими как пароходы общества "Самолет", удобства для пассажиров. Первый класс у них уже почти полностью располагался на палубе, а не в корпусе, для пассажиров второго класса была в корме устроена особая рубка. На верхней палубе для командира и лоцманов была установлена штурвальная рубка и был устроен мостик для прогулки пассажиров. Для перевозки грузов на пароходах имелись небольшие по размерам - грузоподъемность судов не превышала 5 – 7 тыс. пудов (80-114 т) - товарные трюмы.
Там же в Англии, на заводе Ревенгиль и Самюда, в Попларе (Эссекс), были построены еще четыре пассажирских парохода, однотипные с построенными ранее: Царевич (построен в 1860 г.), Царевна (1862 г.), Князь и Княгиня (1863 г.).
В 1863 г. общество "по Волге" открыло прямое сообщение от Нижнего Новгорода до Астрахани. Стоимость проезда от Нижнего до Астрахани на этой линии на пароходах общества установилась в 1866г.: для 1-ого класса – 35 руб., для II класса – 23 руб и 10 руб. для III класса, и не менялась до 1885 года.
В 1867 г. был введен в эксплуатацию построенный на заводе Андерсона и Самюда большой пассажирский пароход Государь размерами 220'x24'x9' (67.1 х 7.3 х 2.75 м), а в1869 г. однотипный с ним пароход Государыня, построенный на том же заводе.
В течение 1870-х гг. общество "по Волге" не построило ни одного парохода, а в начале 1880-х, испытывая трудности в области организации грузовых перевозок, вследствие большой конкуренции со стороны других пароходств,  особенно усилившейся вследствие  неблагоприятных внешних обстоятельств (неурожай в Поволжье и  мелководье) сократило свой буксирный флот и основное свое внимание обратило на пасажирские перевозки. Буксиры Кама, Ока и Ахтуба были проданы, а буксир Москва, построеный в 1859г. в Англии, на заводе Ревенгиль и Самюда, в Попларе (Эссекс), в 1880 г. был переделан в пассажирский двухпалубный, или как тогда говорили "американского" типа, пароход Император.


О пароходах "американского" типа:
На товаро-пассажирском двухпалубном пароходе "американского" типа при "классической" компоновке часть трюма и нижняя палуба использовались исключительно для размещения и перевозки груза. Для перевозки пассажиров, разделенных на три класса, использовалась верхняя палуба. Впоследствии, вследствие необходимости осуществлять массовые перевозки пассажиров, эта компоновка в ряде случаев была изменена: на верхней палубе размещались каюты пассажиров I-ого и II-классов и общая гостиная-столовая, пассажиры третьего класса переместились в носовую часть нижней палубы, и, вдобавок, появился четвертый класс –"артельные" пассажиры,  размещавшиеся в остальных помещениях нижней палубы.

 В 1883 г. за границей обществом был построен пароход Императрица. Кроме того, в1880-е годы общество "по Волге" осуществило капитальный ремонт ряда своих судов, причем в результате модернизации пароходы Государь и Государыня фактически были построены заново и стали двухпалубными, у других в результате ремонта были заменены котлы (на семи пароходах) и машины (на двух пароходах). К середине 80-х годов в составе флота общества было десять пассажирских  пароходов: Царь, Царица, Царевич, Царевна, Князь, Княгиня, Государь, Государыня, Император и Императрица, причем четыре последних были "американского" типа.
В 1891 г. общество выпустило в плавание два новых парохода – Боярин и Боярыня, построенных на Мотовилихинском заводе в Перми. Суда были совершенно однотипными и имели роскошную отделку. Они имели размеры 285'x54'x9' 4" (88 х 16.5 х 2.85 м) и были оснащены  машинами тройного расширения большой мощности по 250 номин. и по 1000 индик. сил. Однако они оказались невыгодными с коммерческой точки зрения, поскольку обладали сравнительно малой грузоподъемностью (не больше 12 тыс пудов – 196.5 т), что было следствием неудачной конструкции корпуса с очень острыми образованиями носа и кормы.
В 1896 г. Сормовский завод по заказу общества построил пароходы низового плеса: Император Николай II и Императрица Александра, размерами в 280'x30'6''x10'9" (85 х 9.3 х 3.28 м) и грузоподъемностью по 22 тыс. пудов (360 т), с машинами – первый четверного и второй тройного расширения, мощностью по 250 номин. и по 1000 индик. сил, Эти пароходы выступали в качестве экспонатов, представленных заводом в 1896г. на проводившейся в Нижнем Новгороде XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке,  и первыми среди волжких пароходов имели электрическое освещение.
Для этих пароходов впервые была нарушена традиция, которой общество "по Волге" до 1986 года следовало неукоснительно при выборе имен для своих пассажирских пароходов, а именно: в качестве имен использовались слова, обозначавшие социальное, как правило довольно высокое, положение человека в обществе. При этом имена получались парные, в зависимости от того, кто занимал соотвествующее положение в обществе - мужчина или женщина.
В 1899 г. Сормовский завод построил для общества "по Волге" 5 пароходов: (новые) Царь и Царица, в 265'x30'x10'8" (80.7 х 91.4 х 3.25 метров) и 10'6" (3.2 метра), с машинами тройного расширения по 250 номин. и 900 индик.сил, поднимавшие до 18 тыс. пудов (295 т), а также Князь и Княгиня и (новая) Императрица, одинаковых размеров, мощности и грузоподъемности с пароходами Император Николай II и Императрица Александра.
В течение 1890-х общество осуществляло также модернизацию своих старых пароходов в результате чего на шести пароходах были заменены котлы, а на одном, кроме того, была заменена и паровая машина.
В 1901 г. общество ввело в эксплуатацию пароход Самодержец, размерами в 280' x 30' x 10'6" (85.3 х 9.15 х 3.2 м), с машиной тройного расширения в 900 инд. сил, а в 1902 г. – пароход  Крестьянка, имевший размеры 203' x 23' x 8' (62 х 7 х 2.5 м), с паровой машиной Compound в 75 номин. сил, построенный на заводе Яковлева. 
Решив распространить свою деятельность, сосредоточенную до 1900 гг. исключительно на линии Нижний – Астрахань, и на средний плес от Рыбинска до Нижнего, общество "по Волге" заказало Сормовскому заводу сразу четыре однотипных парохода: Княжна, Боярышня, Дворянка и Гражданка, которые и были выпущены в 1904 году. Пароходы имели размеры по 216' x 25' x 8' 2" (66 х 7.6 х 2.5 м), и на них были установлены паровые машины Compound по 100 номин. сил.
В том же 1904 году для общества "по Волге" был построен еще один новый пароход – Граф - для низового плеса Волги. Судно имело размеры в 280' x 30'6" x 10' 6" (85 х  9.3 х  3.2 м) и было оборудовано паровой машиной тройного расширения в 900 индик. сил. За образец при создании парохода Граф были взяты пароходы-экспонаты Император Николай II и Императрица Александра, но при использовании более скромной внутренней отделки. Судно явилось одним из лучших товаро-пасажирских пароходов на Волге и после его эксплуатации в течение нескольких навигаций, общество в 1908 г. заказало Сормовскому заводу еще 4 парохода по образцу Графа, первый из  которых - Графиня - вышел на Волгу в 1909 г.
К навигации 1910 г. был готов второй пароход – Гражданин, наконец в 1912 г. поступили в плавание два остальные – и последние из пароходов, построенных по заказу общества "по Волге", – Баян и Витязь, все с машинами тройного расширения.
С выходом в плавание всех новых пароходов общество "по Волге" открыло вторую товаро-пассажирскую линию между Нижним – Новгородом и Самарой.
В 1914 году общество "по Волге" прекратило свое самостоятельное существование, фактически перейдя под контроль общества "Мазут, поскольку не смогло справиться с финансовыми затруднениями, вызванными строительством новых пароходов и общими проблемами судоходства. Несмотря на это, пассажирские перевозки какое-то время еще осуществлялись под старой фирменной маркой.  

Публикация подготовлена по материалам книги И.А. Шубина "Волга и волжское судоходство", "Очерка 50-летней деятельности о-ва "по Волге" и журналов "Русское судоходство" и "Волжское судоходство".


| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2017 год. | Контактная страница. |