[1900.05.28] Последствия бури 28 мая 1900 года в Нижнем Новгороде
28 мая ознаменовалось для Нижнего страшной бурей с целым рядом несчастных случаев.
По словам «Волгаря», с утра день был ясный и жаркий и ничто не предвещало бури. В начале 4-го ч. дня небо заволокло тучами, подул ветер и послышались раскаты грома. Началась гроза и затем ливень, который продолжался не более 5 минут, после чего хотя и шел дождь, но небольшой. В начале 5-го часа раздался сильный удар грома и вслед за этим налетел такой сильный вихрь, какого здесь не запомнят и который наделал много бед. В садах поломаны большие деревья, повалено много заборов, разбито стекол и т. д.
На колокольне Казанской церкви вихрем сорвало крест со шпиля. Крест сорван с основанием. С одной из кремлевских башен сорвало часть железной крыши, причем железные листы ветром унесло на набережную. Листы эти летели над домами, как лоскутки бумаги. На выставочной территории разрушена крыша на одном из зданий огнестойкого поселка, разрушен на протяжении 150 сажен забор, разбито много стекол в здании машинного отдела. В новом Николаевском поселке сорвало крыши у двух домов – и уронило несколько заборов. С здания городской водокачки сорвало часть железной крыши и уронило два столба, на которых были прикреплены провода электрических звонков на водокачку. (Столбы эти, кстати, оказались гнилыми).
На ярмарке на нескольких зданиях и галереях на Александро-Невской улице, в Зеркальном ряду и на окской набережной сорвало часть крыш, с которых железные листы летели в затон.
Все пароходные пристани, стоявшие у городского берега, потревожены с своих мест.
Самое большое разрушение оказалось на пристани Щербакова, пристань эта имеет посредине небольшой мезонин, где находится помещение для пассажиров. На этом мезонине крышу со всем ее основанием приподняло и поставило поперек мезонина, причем железные листы оказались сорванными ветром и куда их унесло – неизвестно. Крыша надавила на переднюю стенку мезонина и она оказалась полуразрушенной, так что под нее поставлены подпорки. Часть комнаты в этом мезонине оказалась под открытым небом. Во время шквала в мезонине никого не было.
Деревянной свайкой раздавило стенку на этой же пристани в каюте, служившей помещением для кассира.
В каюте в это время никого не было. На пристани потревожило печи, а от печных труб, выходивших на крышу, не осталось и следа. У пристани стоял пассажирский пароход «Император Александр III», на котором вихрем сдвинуло с места всю рубку I класса.
У пристаней Немкова и Крепиш, стоявших у городского берега, оборвало железные цепи. Сорвало с якорьев некоторые суда, стоявшие против города, но их скоро укрепили. Шквал налетел с дождем, так что в нескольких десятках сажен на Волге ничего было не видно. Стоявшую у ярмарочного берега для ремонта пристань финляндского пароходства сорвало и нанесло на караван. На барже Булычева вихрем сломана мачта
Таковы последствия пронесшегося над городом вихря.
(Из газеты «Волжский вестник», 1900 год, 1 (14) июня, № 121, стр. 2-3. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Император Александр III.
Упоминаемые судовладельцы: И. И. Щербаков, Немков Н.Н., Крепиш Ф.Е...