[1886.07] По поводу новых пароходов для Волги

По словам «Сарат. Дневн.», заказанный «Самолетским Обществом» заводу Струве пароход «Надежда», как известно уже нашим читателям, должен быть сдан обществу еще в прошедшем году; хотя г. Струве и сдал его к сроку, но пароход оказался неудобен как по ходу, очень тихому, так и по топке; он расходовал много больше нефти в сравнении с другим, таким же пароходом, «Марией», построенным на бельгийском заводе Кокериля. Ввиду этого, общество отдало пароход поправить и срок вторичной приемки назначен был на 20 июня сего года. Для приемки, которая должна была произойти в г. Нижнем, приехали г. управляющий общества, два механика и ревизор нижнего плеса. Но, вероятно, и в нынешнем году «Надежде» не суждено ходить по Волге, так как заведующий исправлением парохода нашел пока еще невозможным сдать пароход и хотел уведомить, когда можно сделать приемку. Таким образом опыт поощрения отечественной промышленности вышел для «Самолетского Общества» крайне неудачным, так как оно получило, правда, неустойку в 25,000 р. за неисправную сдачу парохода в прошедшем году, но в результате второй уже год общество «Самолет» не имеет парохода такого типа, на который рассчитывало. Можно ли после этого удивляться, что крупные заказы, особенно срочные, помимо рук наших заводчиков, попадают иностранцам? Пример г. Струве и г. Кокериля. «Надежда» до сих пор не сдана и не принята, в то время как «Мария» второй уже год делает правильные рейсы и вышла из завода г. Кокериля в таком блестящем виде, что в настоящее время пароход этот, переименованный в «Великую Княгиню Марию Павловну», стал бесспорно первым ходоком по Волге. Кроме того, по условиям одновременного заказа пароходов заводам гг. Струве и Кокериля обществом «Самолет» было оговорено, что тот из заводов, чей пароход окажется лучшим, получит от общества «Самолет» заказ еще на три парохода того же типа. Так как г. Кокериль оказался исправнее, то заказ этот, понятно, попал в его руки. По условию с обществом «Самолет», новые пароходы эти должны были быть доставлены в Россию не позже января будущего 1887 г., между тем доставка их ожидается уже в настоящем июле и немедленно приступлено будет в затонах общества к их сборке. Можно ожидать и такого курьеза, что одновременно приняты будут как пароходы второго заказа г. Кокерилю, так и пароход первого заказа г. Струве. Какая же будущность может предстоять нашим отечественным заводам, если, как сообщают телеграммы, г. Кокериль устроит отделение своего завода у нас в России, в г. Николаеве?


( Из газеты «Волжский вестник», [Казань], 1886 год, 17 (29) июля, № 153, стр. 3. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Вел. Кн. Мария Павловна, Надежда.
Упоминаемые судовладельцы: общество пароходное "Самолет ".
Упоминаемые судоверфи: Societe Anonyme John Cockeril завод в Hoboken, Бельгия, Общества Коломенского машиностроительного завода завод в Коломне.