[1886.08] Отзывы прессы о Ровненской катастрофе

Страшная катастрофа с пароходом «Вера», стоившая жизни тремстам пассажиров злосчастного парохода, не могла, конечно, пройти незамеченной нашею прессою. Но при этом большинство газет занялось, главным образом, описанием внешней картины и подробностей катастрофы, не высказываясь по поводу причин, вызвавших это потрясающее, колоссальное несчастие. Лишь очень немногие газеты высказались в этом последнем отношении. Не вдаваясь в повторение мыслей, высказанных в № 173 нашей газеты (см. статью „По поводу Ровненской катастрофы“), мы познакомим читателей лишь с теми мыслями по поводу катастрофы, которые нам удалось встретить в некоторых органах столичной и провинциальной прессы.

* * *

Обсуждая сведения о подробностях катастрофы, в связи с известным уже нашим читателям обязательным постановлением нижегородскаго губернатора, Н. М. Баранова, газета „Новости“ поражена отсутствием достаточной регламентации для нашего внутреннего пароходства. „Новости“ справедливо замечают, что Ровненская катастрофа была бы не мыслима, «если бы для пароходов существовали правила не только на бумаге, но и на деле, и если бы изданные правила у нас привыкли соблюдать».

Мы, приволжские жители, хорошо знаем, что и на бумаге-то для пароходов правила имеются весьма, микроскопические; касаясь, главным образом, правил чисто навигационных (как-то: о сигналах, следовании судов во время туманов, правил избрания курса и т. п.) и изложения обязанностей пассажиров по отношению к пароходоуправлению (запрещение переходить из низшего класса в высший, запрещение вмешиваться в управление пароходом, „ниже входить в машинную камеру“ и т. п.),— правила эти ничего, не говорят об обязанностях пароходоунравления по отношению к спокойствию и безопасности пассажиров, вверяющих свою жизнь какому-нибудь «камандеру» из бывших трактирных половых или отставных почтальонов (см. обяз. постановление г.м. Баранова), Известно, например, что уже шесть лет министерским циркуляром запрещено освещение пароходов керосином, а между тем, освещение это до сих пор еще пользуется полным правом гражданства *).

Не без основания обвиняют „Новости“ в данном случае и самую публику, ездящую на пароходах.

„Основная причина беспрерывного появления всяких правил и приказов, которые на другой же день забываются, - читаем в «Новостях», - заключается в обеспеченности и равнодушии самой публики. Она привыкла к бездеятельности и, всегда ждет, чтобы за нее думал и действовал полицейский чиновник. Какие угодно издавайте правила, но если сама публика не станет наблюдать за их исполнением и не выкажет инициативы в преследовании нарушителей тех постановлений, которые издаются для общей безопасности, то никогда не хватит ни сил, ни средств для контроля и надзора, и неизбежны будут такие явные нарушения — административных распоряжений, какие имели место на пароходе „Вера“.

„Новости“ не сомневаются в том, что пароходное общество «Самолет» обязано вознаградить весь материальный вред, последовавший от катастрофы, и даже признает эту материальную отвтственность-лучшим средством к обузданию пароходчиковь:

...„Пароходовладельцы и пароходные общества, — читаем мы здесь, — должны отвечать материально за тот вред и за те убытки, которые они причиняют. Если бы общество «Самолет» было уверено, что каждый несчастный случай ударит рикошетом по его карману, то на его пароходах соблюдались бы все правила и оно не наверстовывало бы барышей на дешевизне керосина. В настоящее время погибло множество людей, оставив на произвол малолетних детей. Пусть же общество „Самолет“ обеспечит им те средства жизни, которых лишились эти несчастные, благодаря «керосиновой лампе», горевшей, вопреки правилам, на пароходе „Вера“.

Мы, совершенно солидарны с этою мыслью и уже высказались в № 173 за возложение на общество «Самолет» материальной ответственности за катастрофу.

«Биржевым Ведомостям» пишут с Нижегородской ярмарки, что на ярмарке известие о катастрофе «Веры», произвело удручающее впечатление и что

.. „общий голос обвиняет администрацию пароходного общества, гнавшуюся только за увеличением доходности и не обращавшую никакого внимания на улучшение и урегулирование своих пароходов с целью удобства и безопасности пассажиров, представлявшихся в глазах общества товаром, за провоз которого нужно брать деньти, - а об остальном нечего и думать“.

„Неужели общество из тех тысяч, — читаем в „Биржев. Ведомостях“, — которые получаются с пассажиров, не могло принять для парохода освещение менее опасное, чём дешевый керосин? Неужели лишняя сотня расхода не стоила двухсот человеческих жизней?— Никону из деятелей многочисленной администрации не пришло даже в голову, что керосиновое осввщение опасно даже на письменном столе, а не только на пароходе, подвергаемом влиянию волн и ветра. Нет, им до этого не было никакого дела, — и все внимание их было устремлено лишь на то, чтобы поверять, получать и записывать в книги получаемую пассажирскую плату; здесь у них приняты все меры, все предосторожности, чтобы не ускользнула какая-либо копейка; директора, управляющие, ревизоры, агенты, бухгалтеры, конторщики, кассиры и проч и проч, — все это дйствует и усердно работает в кругу контроля и отчета. А кто заботится о порядке на пароходах?—Каждый, пожалуй, скажет: „Это до меня не относится“, — и чем многочисленнее администрация, тем хуже для пассажиров: на них вымещаются потребные для того расходы“...

* * *

Вопросу о Ровненской катастрофе посвящает несколько строк и „Петербургский Листок“. Эта газета — замечает, что гг. пароходчики

…. «Чуть не ежегодно устраивают съезды, на которых очень рачительно рассуждают только об умножен!и своих гешефтов. Но до удобств и безопасности пассажиров - им нет, как будто, и дела... Для того, чтобы они подумали и хоть палец о палец ударили ради пассажирского удобства и безопасности, необходимо вмешательство административных властей...

Без административных „приказаний“ и „распоряжений“ мы, как малые ребята, обойтись не можем...

И долго, долго еще придется ждать того времени, когда наши коммерсанты и всякие предприниматели будут думать не только единственно о своих „барышах“, но уделять частичку своего торгашеского внимания и на удобства своих клиентов, и не будут так беспечно относиться к сотням человеческих жизней, как это было до сих пор, и что, главным образом, и привело к печальной катастрофе на Волге»....

* * *

Со справедливою филиппикою против общества «Самолет» выступает и «Руский Курьер»:

«С пароходом компании «Санолет» — это уже не первое несчастье, — читаем мы в цитируемой газете. Почти ежегодно случаются несчастья с её пароходами, и потому неудивительно, что возбужденное общественное мнение сильно обвиняет в том, прежде всего, главное управление, которое, жалея лишний рубль на устройство безопасного электрического освещения, теряет сотни тысяч рублей от неосторожного обращения с огнем. Винят управление и в том, что распоряжение пароходами оно вверяет неопытным капитанам, маменькиным сынкам, назначаемым исключительно по протекции, для которых безопасность и даже самая жизнь пассажира составляют не более, как пустой звук. Следствие, конечно, раскроет, насколько виновно главное управление компании, и надо надеяться, что суд произнесет свое веское решение над виновниками этой ужасной катастрофы».

* * *

Из провинциальных изданий остановимся на мнении, высказанном «Саратовским Дневником».

„Вне всякого сомнения, — читаем мы здесь, — что виною этой катастрофы является керосиновое освещение кают, которое практикуется на самолетских пароходах, не смотря на то, что существует распоряжение министерства путей сообщения, воспрещающее керосиновое освещение в пароходных каютах. Таким-то образом, желая нажить на дешевизне керосинового освещения, погубили теперь массу людей. Тяжелая, ужасная нравственная ответственность падает на самолетскую компанию за такое отношение к делу! Мало того, что компания эта употребляет керосин на пароходе, рискуя жизнью сотен пассажиров, она, как оказывается, не сделала буквально никаких приспособлений и для тушения пожаров на пароходе: В каютах самолетских пароходов нет паропроводов, ни водопроводных труб, тогда как только при этом условии возможно тушение огня в каютах. До сих пор на это никто не обращал внимания, но вот перед нами ровненская катастрофа, перед нами сотня трупов, сотни разорившихся семей... Неужели и эта небывалая по своим размерам катастрофа, перед которой бледнеют все ужасы Кукуевки, которая поглотила такую массу народа, - неужели и она не заставит, кого следует, относиться к делу иначе?! Неужели это ужасное несчастье не заставит - одних не пренебрегать жизнью пассажиров, других - смотреть за исполнением установленного порядка и правил?“...

* * *

По поводу гибели парохода «Вера» высказывается и «Астраханский Листок›, Приведя все сведения, имеющиеся относительно катастрофы, газета, замечает, что

... „теперь не трудно отыскать настоящую причину несчастья. И легко воспламеняющийся керосин в пароходных лампах, и недостаток спасательных средств, и пьяная прислуга, и команда, не знающая своего судна, — все это плод кулаческой скаредности предпринимателей, результат грошовых расчетов, перед которыми бледнеет и стушевывается жизнь целых сотен людей, оцениваемых предпринимателями лишь по стоимости пассажирского билета. Но этого мало; та же скаредность нанесла, без сомнения, огромные — материальные потери многим лицам: погибли кормильцы своих семей и близких, погибло с ними их имущество, погибла почта, вероятно, сгоревшая, погибли товары... Кто-же вознаградит все эти потери? Этот вопрос будет решать суд, но едва ли последний найдет достаточно формальной почвы для того, чтобы и наказать истинных виновников, и вознаградить потерпевших из средств пароходного общества... Подождем, впрочем, что скажет правосудие, и будем надеяться, что катастрофа «Веры» вызовет ряд обязательных мер к предупреждению столь грандиозных несчастий, как происшестве 9-то августа“.


--------------------------


Итак, как видят читатели, голос общественного мнения слагает и нравственную и материальную ответственность за три сотни человческих жизней, погибших вместе с пароходом „Вера“, на заправил общества „Самолет“ и на нашу пароходную неурядицу.

Будем ждать и надеяться, что голос этот будет услышан…

===============================

*) Кстати будет привести действительно возмутительный факт. В последних числах июня пишущий эти строки ехал на пароходе г. Григорьева „Кунгур“. С наступлением сумерек, на пароходе стали зажигать сигнальные огни - и на вершину пароходной мачты, при довольно сильном ветре, был поднят дрянной фонарь с керосиновою лампочкою. Жутко было смотреть, как эта лампочка, криво вися и страшно коптя, покачивалась на самой верхушке мачты. Что было бы, если бы ее взорвало или она просто сорвалась, обдав палубу и рубку огненным дождем?!


(Из газеты «Волжский вестник» от 23 августа 1886 года, № 180 (Материал предоставил Андрей Калинин))
Упоминаемые суда: Вера, Кунгур.
Упоминаемые судовладельцы: Григорьев Н.М., общество пароходное "Самолет "..