[1886.08.07] К Ровненской катастрофе (Пожару на пароходе «Вера»)

После Ровненской катастрофы путешествующие по Волге стали избгать самолетских пароходов, и теперь эти последние делают убыточные рейсы. Погибший пароход «Вера» стоил около 150 тысяч рублей и не был застрахован. Самолетская компания потерпела, конечно, значительный убыток, но из этого не следует, что она ничем не можеть помочь нуждающимся семействам погибших пассажиров, - крестьян и рабочих. Уже одно приличие требует, чтобы общество «Самолет» раньше всех пришло на помощь жертвам своей небрежности. Не мешает также заметить, что напрасно самолетские агенты и командиры стараются скрыть или уменьшить размеры несчастья, Нам передают факт, что один из самолетских агентов, на другой день после катастрофы, показывал знакомым телеграмму, сообщающую, что погиб пароход, но что пассажиры спаслись, кроме двух—трех человек. В редакции, однако, агент этот с своей телеграммой не являлся... На пароходе «Геннадий Ратьков-Рожнов» самолетские служащие старались, чтобы спасшиеся с „Веры“ пассажиры поменьше рассказывали о катастрофе. Чуть соберется группа в 10, 15 человек, рассказывающих о катастрофе, как их просят довольно грозно разойтись. Наш корреспондент, ехавший на пароходе «Геннадий» вместе с бурлаками, сообщает, что, когда бурлаки окружили его и стали рассказывать ему о катастрофе, подошел помощник капитана и потребовал, чтобы бурлаки разошлись по своим местам. Они — начали было расходиться, но когда корреспондент наш заметил помощнику капитана, что он не имеет никакого права мешать бурлакам рассказывать все, что им угодно, первый в смущении удалился, и последние успокоились и продолжали свои сообщения о катастрофе. Грустно было смотреть на этих рабочих, потерявших все, что они имели с собою, и предполагавших, что корреспондент наш послан официально для того, чтобы оказать им материальную помощь...

Бурлаки окружили с галдением нашего корреспондента и, в простоте душевной, стали делать ему заявления, из которых очень многие не имели ничего общего с его задачей. Один спрашивает его, знает ли Лукерья (жена его) о несчастии, другой рассказывает, как он прощался с женою и что она ему сказала на дорогу, третий припоминаеть о каких-то мрачных предзнаменованиях, замеченных им перед отъездом, четвертый спрашивает, как теперь будет насчет каких-то лесных документов, потерянных им в то время, как он плыл к берегу, спасая свою жизнь, пятый рассказывает эпизоды катастрофы и т. д. и т. д.

Из отдельных эпизодов катастрофы, корреспонденту нашему, между прочим, рассказали следующий. Одна женщина бросилась в воду с 3 детьми (из которых один—тридцатинедельный) в руках. Проплыв несколько аршин, она вспоминает о своем четвертом ребенке, мальчик, оставшемся на пароходе (несчастный мальчив сгорел) и в ужасе выпускает из рук детей, с которыми она прыгнула в воду. Через несколько секунд она старается снова схватить детей, но ей удалось поймать только одного ребенка, с которым и приплыла к берегу; остальные дети погибли.

Другая мать бросилась в воду, крикнув своему маленькому сыну: «ради Бога, не прыгай! Подожди, голубчик, скоро подъедут и возьмут тебя»... Мальчик не послушался, разделся, бросился в воду и подплыл к матери, за которую и уцепился. И мать и сын спаслись.

Многие из спасшихся лежат теперь в Ровненской больнице. Капитан „Веры“, г. Алякринский, заболел от потрясения и остался также в Ровном. Там же лежит и несчастный лакей 1-го класса, уронивший лампу.


(Из газеты «Волжский вестник» от 14 августа 1886 года, № 175 (Материал предоставил Андрей Калинин) )
Упоминаемые суда: Вера, Геннадий Ратьков-Рожнов.
Упоминаемые судовладельцы: общество пароходное "Самолет "..