[1886.08.07] Подробности о несчастии с пароходом «Вера»

По рассказам спасшихся пассажиров, катастрофа с пароходом «Вера» произошла при следующих обстоятельствах: «Вера» шла обычным рейсом из Астрахани вверх по Волге. По выходе из села Золотого, с наступлением сумерек, на пароходе зажжены были лампы, которые, вместо олеина, зажигались легко воспламеняющимся керосином; это обстоятельство и послужило, как говорят, причиною ужасного несчастья. Лакей, зажигавший лампы 1-го класса, — первый заметил пожар. По его словам, он, войдя в каюту 1-го класса, увидел, что одна из ламп лопнула и пол под нею горел. Лакей кинулся на нос парохода, схватил ведро, зачерпнул им воды и, вернувшись в каюту, облил горевшее место, но пламя от керосина взвилось кверху и зажгло потолок. На крик лакея прибежал матрос и стал тушить пламя ковром, но потушить уже не мог. С отчаянными криками: «горим»! «пожар»!— они кинулись на палубу и встревожили всех. Паника сразу охватила всю публику, которая потеряла голову и в смертельном ужасе металась по общирной палубе парохода. Купец, фамилия которого неизвестна, первый подал пример неудачного спасенья. На скоро накинув чуйку и надев даже калоши, он, перекрестившись, бросился в воду и за ним, словно стадо овец (!), начали бросаться прочие пассажиры; многие не умели даже плавать. Командир парохода приказал дать полный ход и поворотил пароход к Саратовскому берегу на более отлогое и мелкое место. Хотя «Вера», в момент катастрофы, шла по фарватеру около левого Самарского берега вблизи уже Ровного, — сделано это было потому, что левый берег Волги около этого места очень обрывист и глубок. Но пассажиры, не смотря на то, что «Вера» неслась к мели, продолжали бросаться в воду, так как горел нос парохода и ветер дул на встречу; огонь и дым охватывали палубу и сгоняли с нее людей. Хотя, наконец, «Вера» и ударилась носом об мель, но корма ее находилась на глубине четырех саженей, а между тем только с кормы можно было бросаться в воду, ибо носовые части объяты были пламенем, Кто-то распорядился бросать в воду столы, стулья, скамейки и все то, что могло помочь утопавшим и дать им возможность держаться на воде. Многие спаслись благодаря этому, но некоторые погибли, пришибленные тяжестью бросаемых предметов. Много способствовало гибели людей и то обстоятельство, что машина и по остановке парохода продолжала работать и колеса парохода, забирая воду и песок, взметывали их и со страшною силою бросали назад, чем отстраняли несчастных, стремившихся выбраться на мель. Машина парохода работала от начала несчастья до 12 часов ночи.


(Из газеты «Самарская газета» от 12 августа 1886 года, № 171 (Материал предоставил Андрей Калинин) )
Упоминаемые суда: Вера..