[1889.09] Еще о пароходных безобразиях.(Письмо в редакцию).
Милостивый Государь, Господин Редактор!
По воле судьбы мне пришлось прокатиться от Нижнего до Перми и воочию убедиться в тех безобразиях, о которых до сего времени приходилось только читать.
Сел я 24-го августа на пароход И.И. Любимова «Екатеринбург». Из Нижнего выехали мы в 11 часов утра, сопутствуемые пароходом бр. Каменских «Рион». Ждать долго любимой гг. командирами и их помощниками игры в перегонку – не пришлось. На первой же остановке в Васильсурске произошли на глазах пассажиров обычные, как оказалось, высадка и прием пассажиров. Не успел пароход пристать и бросить трап, как уже раздается первый свисток: пассажиры с одной стороны спешат выйти с парохода, а с другой – попасть на него, благодаря чему на сходнях с жиденькими перилами происходит необычайная давка, доставившая удовольствие лишь одному помощнику командира, который в то время управлял пароходом. Кто посильней и посмелей – тот и попал на пароход. Но вот раздается третий свисток и трап с быстротою молнии убирается, так что не успевший войти на пароход старичок-священник должен был уже прыгнуть, при оскорбительных замечаниях матросов. Тому же примеру последовал и другой пассажир-старичок татарин, который, поскользнувшись, едва не упал в воду, но вовремя был подхвачен матросами. На другой день та же картина. Подошел пароход к пристани Н. Беровки. Вместе с высадившимися пассажирами вышло на берег несколько человек для закупки провизии. Один за другим раздаются свистки. Пассажиры бегут в испуге. Но пароход не ждет и вот, перед носом последнего пассажира, сходни убираются. Как бедный татарин-старичок ни просил, как ни плакал, но в ответ последовало лаконическое: «На другом доедешь!» А был ли за душой татарина хотя грош для вторичной покупки билета – бессердечный помощник не справился. В том же роде повторялись сцены и на других пристанях. Пассажиры до того были напуганы такими порядками, что не решались выходить на пристань даже для того, чтобы опустить письма. А одна мать семейства жаловалась, что она не может купить молока своим детям и должна кормить их кислым.
Когда после одной из подобных описанных сцен я заметил г. помощнику: «Мало еще вас пробирают газеты», − он ответил: «Что нам газеты! У нас есть распоряжения». На вопросы: какие? где они? почему они никому не известны? – ответа г. помощник не дал, но изволил заметить, что «это, мол, цветочки, ягодки будут потом»; что пароход, приставая хотя бы и на минутку для выталкивания и вталкивания пассажиров – делает уже и этим большое одолжение пассажирам, а будет время, когда пароходы совсем не будут подходить к пристаням и «превратятся как бы в морские». «Недаром, − закончил ретивый помощник, − министерство заботится, чтобы управляли пароходами моряки», к которым, по-видимому, причисляет и себя.
Стараясь понять причину образа действий гг. командиров, я полагал, что они ревностно заботятся о кармане своих хозяев; однако, пришлось встретиться с фактом, который противоречит этому. В Сарапуле просили принять 400 пуд. огурцов; на это последовал краткий ответ: «Некогда!» (?). Вероятно, такой же ответ дал и только что отваливший от берега и опередивший нас «Рион». Выходит, последний не взял груз потому, чтобы не уступить занятой им позиции, а наш, чтобы нагнать его. Что это несомненно так, ясно из той тревоги среди даже пароходной прислуги, которую (тревогу) произвел «Рион», и из тех возгласов, которые были направлены в сторону счастливого соперника: «Нажмем еще!» Победу же над нами «Риону» удалось одержать благодаря тому, что у нашего парохода два раза ломалось колесо, которое исправлялось среди реки с поспешностью, чтобы не уступить позиции. Однако, при второй починке мы должны были уступить место сопернику, которого до самой Перми тщетно старались «нажать».
Вот к чему, в лучшем случае, ведет бессмысленная гонка: даже раз в сутки не находят возможным остановиться на несколько минут для осмотра машины, хотя эта потребность и сознавалась администрацией парохода. А в худшем, − и, разумеется, нежелательном случае, − к катастрофам, подобным еще свежей в памяти многих катастрофе близ Нижнего, причиной которой была та же безумная гонка, стоившая многих жертв.
Гг. пароходчики и гг. командиры, когда же вы положите конец эти безобразиям и дадите возможность тихо и без треволнений, не боясь за каждую минуту, ездить пассажирам на ваших пароходах и внушите своим командирам предпочесть показывание своих «достоинств» в разумном управлении пароходом, нежели в безрассудной гоньбе. Иначе останется только взывать к власть имущим, чтобы обуздать ваши страсти изданием, на первое время, хотя бы двух обязательных постановлений: 1) установить минимум стоянки на пристанях (5−10 минут) и 2) Обязать пароходчиков иметь манометр на видном месте, с приглашением публики наблюдать, чтобы давление пара не превышало нормального, ибо, по словам самих машинистов, когда нужно нагнать или особенно обогнать другой пароход, они увеличивают давление пара на 5 и более фунтов, что теперь делается чрезвычайно легко, увеличив только приток нефти в топку.
Если же гг. пароходчики и их командиры захотят остаться верными своим порядком, то пусть в таком случае заявят о своих порядках во всеобщее сведение. Тогда каждый будет знать, что его ожидает.
Кандидат С.-Петербургского университета П. Бараков.
(Из газеты «Волжский вестник», 1889 год, 8 (20) сентября, № 221, стр. 2-3. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Рион, Екатеринбург.
Упоминаемые судовладельцы: Каменские, братья Ф. и Г., торговый дом, Любимов И.И...