[1890.07] Движение пассажирских пароходов по рекам Волжского басейна в условиях мелководья 1890 года

Обмеление перекатов на Волге составляет насущную «злобу дня» в кружках пароходовладельцев. Да и как не злоба, говорит «Н. Б. Л.», когда к Рыбинску воды на Волге на 16 вершков; это что то почти диковинное, способное повергнуть в уныние волгаря.

Особенно неблагоприятно отражается это мелководье на пароходном движении в настоящее время — наступающей нижегородской ярмарки. Не говоря уже о буксирном пароходстве, даже путешествие на пассажирских пароходах теперь крайне затруднительно. В 25 верстах выше Казани появился перекат на 6 четвертей 3 вершка, так что многие пароходы американского типа не проходят через него и сдают своих пассажиров на другие, мелкосидящие в воде пароходы. 13-го июля на этом перекате стояли на якоре три больших Меркурьевских парохода, шедшие с низовьев Волги в Нижний: «Дмитрий Донской», «Император Александр II» и «Константин Кауфман». Последний вышел из Казани 13 июля, но, дойдя до переката, остановился, за невозможностью пройти его. Пассажиры должны были покориться капризу «кормилицы реки» и ждать, когда подойдет за ними какой-нибудь другой пароход. К счастью, таковой скоро (через 4½ часа) подошел. Это был «Благословенный», шедший из Нижнего с пассажирами для «Александра II». Подобные остановки сопряжены, конечно, с значительной потерей времени для пассажиров.

В плесе между Казанью и Нижним столько перекатов, что даже небольшие пассажирские пароходы принуждены то и дело убавлять ход машины и идти неполным ходом. Вследствие этого они сильно запаздывают, хотя перекаты проходят более или менее свободно. 14 июля почтовый Каменский пароход «Алексей» запоздал приходом в Нижний из Казани на 6 часов исключительно только благодаря тому, что часто в пути на перекатах шел тихим ходом.

На Телячьем перекате, в Воложке, 14 июля днем в одно время скопилось более 40 барж и 10 пароходов. Одни из них паузились, другие переходили перекат, так что движение легких пароходов было крайне затруднительно вследствие тесноты.

Между Нижним и Рыбинском, на Сокольском перекате, в прошлые дни коренной фарватер Волги обмелел до 1 аршина. Не только масса буксирных, но и пассажирские пароходы совершенно налегке не могли проходить через перекат; число судов скопилось здесь до 50-ти. По распоряжению путейского ведомства, на Сокольский перекат была экстренно вызвана землечерпательная машина. Заведущий машиной надеялся к 14 июля углубить фарватер и пропустить караван. Не дожидаясь этого, один пассажирский пароход «Александр Невский», однако, стал промеривать перекат и нашел новый фарватер, по котором и прошел 13 июля, в 5 часу вечера, продолжая свой рейс к Рыбинску.

Убыль воды в Волге отразилась естественно и на притоках этой реки. В Оке в настоящее время на перекатах в Рязани воды осталось 17 вершков, как, например, на Муртазинском перекате близ Елатьмы. В Рязани вода продолжает убывать, хотя не много, по ½ вершка в сутки. А из Калуги 14 июля телеграфировали, что там воды осталось всего 8 вершков. Пароходное движение по Оке также становится затруднительным.

Пассажирские пароходы вынуждены брать с собою, вследствие мелководья, крайне ограниченное колмчество товара. Но не смотря однако на это, цены на провоз клади на этих пароходах очень дешевые. До Рязани (более 600 верст) берут товар на легком пароходе за 8-10 коп. пуд, бывает, что принимают иногда и за 7 копеек. Причиной такого положения дел является конкуренция пароходчиков, работающих по Оке. Что же касается притоков Оки — Клязьмы и Мокши, то здесь, как говорится, воды совсем нет. В Клязьме на перекатах 13-14 вершков, но пароходы все-таки ходят до села Холуй. Кроме мелей, здесь еще затрудняют пароходство подводные карчи. Опытные лоцмана, впрочем, знают опасные места и обходят их удачно. В Мокше пароходство прекратилось недели две назад, так как воды там осталось 5 вершков. Ходил там пароход г. Спиридовича «Кремль», но и тот теперь уже две недели не ходит.


(Из газеты «Самарская газета», 1890 год, № 159, 21 июля, суббота, стр. 2)
Упоминаемые суда: Дмитрий Донской, Император Александр II, Константин Кауфман, Благословенный, Алексей, Александр Невский, Конрад Банза, Кремль.
Упоминаемые судовладельцы: Общество «Кавказ и Меркурий», Каменские, братья Ф. и Г., торговый дом..