[1894.04] Статистика волжских пароходов
По сведениям правления казанского округа путей сообщения, на Волге и ее главнейших притоках для навигации нынешнего года имеется около 1100 пароходов, значительная часть которых состоит из пароходов, приспособленных не только для рейсирования с баржами, но и для перевозки пассажиров. Таких буксирно-пассажирских пароходов имеется в волжском бассейне 766. Второе место по количеству занимают так называемые товарно-пассажирские пароходы: их, согласно последней переписи, числится 207. Исключительно же только товарных пароходов имеется на Волге 16. Главнейшими воротилами пароходных операций на Волге являются компании, оперирующие преимущественно по перевозке пассажиров. Из них общество «Самолет» располагает наибольшим числом пароходов. В прошлом году оно оперировало на Волге при посредстве 33 пароходов. Для навигации же нынешнего года в его распоряжении имеется только 30 пароходов. Затем следует общество «Кавказ и Меркурий», располагающее 28 пароходами, в числе которых 16 пассажирских и 12 пароходов, приспособленных для перевозки не только пассажиров, но и грузов. Но хотя в количественном отношении общество «Кавказ и Меркурий» уступает самолетской пароходной компании, тем не менее, ему принадлежит первенствующее место по силе провозоспособности, так как его пароходы превышают самолетские не только своими размерами, но и силою. Так, в то время, как 33 самолетских пароходов, рейсировавшие по Волге в прошлом году, обладали в общей сложности 3437-ю номинальными силами, меркурьевские пароходы в количестве 28 имеют в распоряжении своем 3586 номинальн. сил. Затем следуют пароходные общества: «По Волге», владеющее 12 пароходами с 2040 номин. сил., Карповой – с 15 пароходами в 1935 ном. сил, «Дружина» − с 19 пароходами в 1712 ном. сил, бр. Каменских – с 15 пароходами в 1610 ном. сил, Зевеке – с 11 пароходами в 1403 ном. сил и др. Первоклассными силачами являются на Волге пароходы: принадлежащий Пермским пушечным заводам пароход «Редедя князь Косогский», обладающий силами – 500 номинальных и 200 индикаторных, пароход общества «Кавказ и Меркурий» – «Фельдмаршал Суворов», машины которого обладают давлением в 500 ном. и 1500 индикаторных сил, пароходы общества «По Волге» – «Геркулес» – в 460 ном. и 1150 индикат. сил и «Самсон» в 460 номин. и 1110 индик. сил, пароход общества «Кавказ и Меркурий» − «Император Александр II» – в 218 ном. и 1152 индик. сил, «Боярин» и «Боярыня» общества «По Волге» – в 250 ном. и 1000 индик. сил каждый, пароход Зевеке «Миссури» в 400 ном. и 850 индик. сил. О стоимости волжских пассажирских пароходов можно составить себе представление по нижеследующим данным: новые пассажирские пароходы общества «Самолет», выстроенные в течение последних десяти лет, обошлись обществу с лишком 200000 руб. каждый. Самый дорогой из них – «Граф Лев Толстой», на постройку которого обществом было затрачено 219864 р. 23 к., а, между тем, по силе, размерам своим и внутренней отделке, этот пароход не выделяется из ряда пассажирских пароходов других волжских пароходных компаний. Самолетские пароходы – самые сильные обладают 480 силами, причем таких пароходов имеется у общества всего только семь: «Граф Лев Толстой», «Вл. Ратьков-Рожнов», «Тургенев», «Некрасов», «Пушкин», «Лермонтов» и «Вел. Кн. Мария Павловна». Остальные самолетские пароходы обладают машинами с давлением в 18, 42, 45, 50 сил и 130. Даже такой большой по размерам пароход, как «Салтыков-Щедрин» – приводится в движение машинами, обладающими давлением в 45 сил. Между пароходами на Волге есть и старички – так, пароход общества «По Волге» – «Волга» рейсирует с 1845 года, «Геркулес» и «Самсон» того же общества – с 1847 года.
(Из газеты «Нижегородский листок объявлений и справок», 1894 год, 12 апреля, № 101, стр. 1. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Фельдмаршал Суворов, Император Александр II, Боярин, Боярыня, Миссури, Граф Лев Толстой, Владимир Ратьков-Рожнов, Тургенев, Некрасов, Пушкин, Лермонтов, Вел. Кн. Мария Павловна, Салтыков-Щедрин.
Упоминаемые судовладельцы: «Самолет», общество акционерное пароходное, «Кавказ и Меркурий», общество акционерное пароходное и торговое, «по Волге», пароходное общество, учрежденное в 1843 году, Карпова О.П., наследница Курбатова У.С., «Дружина», пароходное общество, Каменские, братья Ф. и Г., торговый дом, Зевеке А.А. наследники..