[1894.10] Дела и делишки (Попытка анализа причин катастроф)
Опять катастрофа. Опять человеческие жертвы. Опять гибель парохода и повреждения другого.
Когда на Черном море «Колумбия» наскочила на «Владимир» и, потопив его, сама оказалась поломанной, вся Россия ужаснулась, узнав о гибели в море более 100 человек.
Теперь пароход «Царевна» на Волге потопил «Рассыльного» и сам оказался поломанным.
Опять мы узнаем о гибели при этом 15 человек и опять будем ужасаться.
Разница между этими двумя катастрофами лишь в масштабе.
Там море, большой пароход, гибель более сотни людей.
Здесь река, маленький буксирный пароход и 15 погибших.
Но обстановка крушения одинакова. Широкое водное пространство, дающее возможность без труда разойтись двум пароходам, светлая ночь, беспечность пароходной команды. Отсутствие необходимых сигналов. Столкновение. Гибель парохода, погрузившегося в пучину кормою, вместе с пассажирами. Спасение командиров и, в заключение, предстоящий суд.
Параллель эта наводит на мысль, что такие катастрофы не случайность, а хроническое зло нашего речного и морского судоходства.
Очевидно, что при одинаковых явлениях здесь и причины одинаковы.
Из судебного разбирательства по делу «Владимира» мы знаем, что команда набиралась на него с бору и сосенки, неопытная, непривычная.
Из собранных теперь коротких сведений мы видим, что пароход «Рассыльный» вел неопытный рулевой, который, увидав встречный пароход, бросил руль на произвол судьбы и побежал за командиром.
Из того же судебного процесса мы видим, что «Владимир» было судно не вполне удовлетворительное по своим качествам.
Из слов опытных волгарей мы еще ранее, до последней катастрофы, слышали, что некоторые пароходы общества «По Волге» слишком сильно «рыскают» и с трудом слушаются руля при управлении.
Помним, что волгари объясняли и причину этого: середина корпуса этих пароходов будто бы немного прогнута книзу.
Если наши катастрофы на Волге явление хроническое, то необходимы и общие для всех пароходов мероприятия.
Не наше дело их указывать. Но мы обязаны сказать здесь, что жертвы этих катастроф не только громко вопиют к правосудию, но и требуют основательного упорядочения этого дела.
Не странно ли?
Большой пассажирский пароход «Царевна», увидав маленький винтовой буксирный пароход, всего до 30 сил, не старается уклониться от столкновения, не дает заднего хода, и не получив ответных сигналов от встречного парохода, налетает на него и топит.
Интересная подробность.
На этом большом пароходе командиром находился опытный в деле крушения судов человек.
Это известный по Волге Гуго Тиден, бывший командиром на «Царевне», когда она налетела на пароход Зевеке «Аляску» и утопила его.
Какой-то «патентованный» крушитель встречных пароходов!
Почему общество «По Волге» так дорожило этим крушителем, что, несмотря на обвинительный приговор суда, признавшего его виновным в столкновении с «Аляской», держало его командиром и вверяло ему сотни человеческих жизней?
Да, многое в пароходном деле на Волге требует коренного улучшения, и дай Бог, чтобы эти улучшения наступили поскорее.
Не то наши волжские Пеше и Криуны погубят не только массу пассажиров и пароходов, но и самое пароходное дело.
Шапка-невидимка.
(Из газеты «Нижегородский листок объявлений и справок», 1894 год, 16 октября, № 283, стр. 3. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Рассыльный (Возможно в заметке упоминается этот пароход), Царевна, Аляска.
Упоминаемые судовладельцы: «по Волге», пароходное общество, учрежденное в 1843 году, Зевеке А.А. наследники..