[1884.07] Происшествие на пароходе «Смелый» на озере Кабан в Казани

Внушительное предостережение.

В среду на прошлой неделе пароход «Смелый», совершающий рейсы по Кабану и устроенный, как гласило широковещательное объявление владельца, «по новой методе и со всеми удобствами», едва не взлетел на воздух. Подойдя к пристани у дачи Ростовой, он дальше уже не мог двинуться; в отделении паровой машины вдруг что-то страшно зашипело; администрация «поповки», как обыкновенно зовут «Смелый», попряталась в машинном отделении, где судя по стукам, началось деятельное исправление, по-видимому, очень скверного механизма. На справедливые запросы публики, что такое случилось, не давалось долгое время никаких объяснений. Рейс был вечерний и публики было очень много. Паника, разумеется, охватила всех страшная; дамы с визгом и плачем повыскакали на берег; все ждали взрыва, – так сильно было шипенье паров. Трудно представить, что могло бы выйти, если бы такой казус случился на ходу. Прыгай в воду – одно спасение. Нас нисколько не удивляет «смелость» владельца парохода, ибо для него все равно, как ни собирать дани с «почтеннейшей» публики, но «несмелость» подлежащего учреждения, обязанного свидетельствовать паровые котлы на фабриках, заводах, пароходах и пр., – просто изумительна. Во всяком благоустроенном городе существует особая техническая для указанной цели комиссия. Есть она, вероятно, и в Казани. Неужели она «не смела» побеспокоить своим осмотром механизм «Смелого»? Или она страдает чрезвычайной вежливостью? Пароход, действительно, не был освидетельствован. На следующий день он не совершал рейсов, да и не следовало бы дозволять ему плавать впредь до тщательного осмотра. Надо же, в самом деле, пожалеть и имеющих необходимость ездить на «Смелом» (каждый раз в количестве 50–150 чел. и больше); смеем уверить, что у них нет ни малейшего желания взлететь на воздух или потонуть в грязных водах вонючего Кабана.

Да не возрадуется по поводу настоящей заметки и владелец другого парохода г. Свешников, с таким злорадством отнесшийся к несчастию своего конкурента; его «Казанец» также раз высадил всю публику на берег, не имея, за порчей, возможности продолжать путь. Не мешало бы, чтобы комиссия простерла свое милостивое внимание и на «Казанец», произведенный на заводе Свешникова по всем правилам самодельного искусства, которых однако с огнем не сыщешь ни в одном курсе механики.

***

По поводу казуса с пар. «Смелый», справедливость требует восстановить все обстоятельства его, как они были в действительности. Как оказывается, никакого взрыва не было, только пар вследствие ослабления винтов, пошел со свистом в спайке трубы, соединяющей котел с цилиндром – пятиминутное дело, стоило лишь подвернуть гайки винтов. Так и было сделано машинистом, который, для успокоения публики, вовсе не запираясь в машинном отделении, приглашал убедиться в ничтожном значении неисправности, не могущей иметь каких-либо серьезно печальных последствий. Весь переполох произвел один из особенно трусливых пассажиров, которому показалось, что машинист, обыкновенно с тряпками в руках, «заклепывает» ими котел. Нелепость очевидная, но «у страха глаза велики», – и среди пассажиров, несмотря на увещания нескольких более сведущих из них лиц, произошла толкотня и давка, во время которой и упала девочка в воду. Механизм, предназначавшийся для парохода, осматривался год тому назад, на что имеется свидетельство, выдаваемое на три года. Но для вящего удостоверения публики в безопасности парохода и восстановления своей репутации, пароходовладелец пригласил 12 числа для осмотра и пробы парохода губернского механика г. Кунцевица, который выдал ему вторичное свидетельство, вывешенное теперь в кассе парохода. Освидетельствованием констатировано, что «котел снабжен монометром и предохранительными от взрыва клапанами и допущен к действию при давлении пара в 60 фунтов или 4 атмосферы на квадратный дюйм». Таким образом, постоянные пассажиры «Смелого» могут совершенно быть спокойными насчет своей безопасности.


(Из газеты «Волжский вестник», [Казань], 1884 год, 15 июля, № 82, стр. 2 и 17 июля, № 83, стр. 4. Материал предоставлен Алексеем Александровым).