[1895.09.20] Столкновение на Переломском перекате парохода Игнатьичева «Николай» с пароходом «Салтыков Щедрин» общества «Самолет»

20 сентября, в 11 ч. вечера, на р. Волге, па Переломском перекате, произошло столкновение пароходов «Николай»—Игнатьпчева и «Салтыков-Щедрин» общ. „Самолет", при следующих обстоятельствам.. Пар. „Николай" следовал сверху. имея па буксире три баржа в один счал и подошел к перекату, когда здесь работала землечерпательная машина. Сообразив. что ход с тремя баржами небезопасен, капитан внезапно повернул пароход, желая сделать оборот. В это время за нии следовал тоже сверху парох. «Салтыков-Щедрин», для коего внезапный поворот парох. «Николай» был неожиданным, вследствие чего «Николай» ударился носом в левый кожух парохода «Салтыков-Щедрин», причинив последнему незначительное повреждение кожуха. После этого «Николай» сделал задний ход, но бывшие у него на буксире баржи ударились ему в корму, раздробив ему кормовую часть с обносом, а пароход «Салтыков-Щедрин», в свою очередь отрабатываясь от парохода «Николай», носом ударился в землечерпательную машину, сломав у себя бушприт. На землечерпательной машине команда отделалась одним переполохом.

По этому поводу появилось в «Волгаре» от заинтересованного лица следующее письмо: ,,В № 260 „Волгаря" была помещена заметка о столкновении буксирного парохода „Николай" Игпатьичева с пассажирским пароходом о-ва „Самолет" „Салтыков-Щедрин", причем причина столкновения представлена в совершенно неверном виде.

1) Как видно из составленного акта, пароход „Николай" никакого оборота на Переломском перекате не делад, да и делать оборот на перекате с караваном немыслимо, что знает всякий, хоть несколько знакомый с Волгой. 2) Пароход „Николай", ведя не три, а четыре баржи (три в переднем счале и одна сзади), подойдя к перекату, отмахнулся с землечерпательной машиной, следовательно, видл ее раньше. Землечерпательная машина стояла у нижнего белого бакена и мешать пароходу «Николай» ни в каком случае не могла. 3) Пароход «Салтыков-Щедрин», вопреки 38 ст. временных правил, стал обходить пароход «Николай» на перекате, причем, обходя с правой стороны и поравнявшись с пароходом «Николай», пошел у него через пыж и сломал бушприт, что грозило пар. «Николай» потоплением, так как упавший якорь попал под корпус парохода и только благодаря счастливой случайности не сделал пролома. После удара о бушприт пар. «Салтыков-Щедрин» перерезал курс парохода «Николай», ударился в землечерпательную машину и, поломав, стал от нее отходить задним ходом, причем встал поперек пыжа пароходу «Николай». Пароход «Николай», не смотря на то, что ему грозило потопление от удара идущих на него своих баржей, спасая пароход «Салтыков-Щедрин» и находящихся на нем пассажиров, остановил ход и принял удар баржей на себя, изломав свою корму. При составлеши акта командир парохода «Салтыков-Щедрин» от составления совместного акта отказался. Все вышеизложенное видно из акта, составленного на землечерпательной машине, а также может быть выяснено из показаний пассажиров парохода «Салтыков-Щедрин». О столкновении будет возбуждено дело.

Константин Игнатьичев


(Из журнала «Русское судоходство», 1895 год, № 165, стр. 98 -99)
Упоминаемые суда: Салтыков-Щедрин.
Упоминаемые судовладельцы: общество пароходное "Самолет "..