[1898.08.15] Крушение парохода «Андрей Боголюбский»

В «Волжских вестях» уже сообщалось у нас краткое известие о гибели парохода общества «Самолет» «Андрей Боголюбский».

Приводим теперь подробности, сообщенные пассажиром этого парохода в «Нов. Д.». «15-го августа большой, комфортабельно отделанный двухэтажный пароход самолетского общества «Князь Андрей Боголюбский», следуя из Рыбинска в Нижний почтовым рейсом с 150 пассажирами и грузом в 2,700 пудов, при осадке срединой 21 вершок, в 1 час пополудни, в десяти верстах ниже села «Красное», на перевале против деревни «Кузнецово», когда шел тихим ходом от горной вехи на луговую и находился уже немного ниже белого бакена, на самом фарватере ударился о какой-то твердый предмет, который прошел под срединой днища от носа к корме и повредил его в носовом трюме и в машине. Так как после удара быстро появилась и прибывала вода, пароход, по распоряжению капитана В.А. Кабанова, был направлен к левому берегу и поставлен на песок, где под носовой частью оказалась глубина 3 фута, а под серединой – 4 и 4½ фута. Ввиду того, что немедленно принятыми мерами остановить течь не удалось, вода быстро наполнила машину и трюм, подмочив часть груза. Несчастий с людьми не было. По осмотре со шлюпки места фарватера, где ударился пароход, оказались камни. На вахте находились: старший помощник капитана К.Н. Герасимов, старший лоцман Андрей Смирнов и штурвальный Максим Лазарев. Во избежание повреждения котлов, пары немедленно было приказано выпустить.

Таковая фактическая сторона катастрофы, происшедшей с одним из лучших пароходов самолетского общества, совершающего рейсы средним волжским плесом, изложенная в акте, составленном капитаном парохода г. Кабановым и засвидетельствованном подписями пассажиров, в числе которых находился генерал К.А. Добржанский.

Когда пароход был поставлен на берегу, затонув на глубине двух с небольшим аршин, и непосредственная опасность миновала, все мы, пассажиры этого злополучного парохода, мысленно благодарили Бога, что несчастье произошло днем, при тихой солнечной погоде. Случись бы оно ночью, то при той быстроте, с которой вода хлынула в трюм и машинное отделение, мгновенно затопив топку, один Бог знает, какие крупные размеры могла бы принять эта неожиданная катастрофа. Причиною, вызвавшею крушение прекрасного самолетского парохода, являются, как гласит акт, камни, о которые он ударился. Если принять во внимание, что пароход шел тихим ходом (что указывает на осторожность капитана) по фарватеру Волги, берега которой в месте происшедшего крушения обозначены сигнальными столбами, а на самом берегу имеет даже пребывание старшина переката, являющийся здесь представителем речной инспекции, на обязанности которого лежит возможно-тщательное и частое обследование дна реки, то станет ясным, что вина в постигшей наш пароход катастрофе всецело падает на чинов местной речной инспекции, на деятельность которой по всей Волге слышатся громкие и справедливые жалобы со стороны всех заинтересованных лиц. Тут уже нельзя свалить вину на стихию!

В самом деле, представляется совершенно невероятным тот вопиющий факт, что, несмотря на то, что еще не далее, как весною нынешнего года, пароход Зарубина «Арцыбушев» ударился на том же самом месте о камни, получил пробоину дна, до сих пор со стороны высшей речной инспекции не было принято никаких мер для осмотра и поднятия этих камней или даже ограждения фарватера от грозящей пароходам и судам опасности. Да едва ли даже она знала о их существовании. По крайней мере, тот самый старшина переката, о котором мы уже упоминали, на вопрос капитана потерпевшего парохода, почему он, после весенней катастрофы с «Арцыбушевым», не искал опасных камней, пренаивно ответил: «да где же их искать?!» И, тем не менее, эти камни были найдены командою парохода «Князь Андрей Боголюбский» и некоторыми из любознательных пассажиров, отправившихся вместе с нею на шлюпке к месту катастрофы, в сопровождении того же старшины переката! И притом были найдены путем простой наметки, а не того усовершенствованного прибора, который имеется в распоряжении чинов речной инспекции.

Когда, спустя часов пять после нашего пребывания на затонувшем пароходе, к нам подошел также значительно запоздавший пароход Зевеке «Флорида», то, ко всеобщему изумлению, оказалось, что и он наскочил на те же самые камни почти на наших глазах, и, только благодаря меньшей глубине осадки и деревянному корпусу, он отделался на этот раз благополучно, испытав лишь толчки».


(Из газеты "Самарская газета" [Самара], 1898. 28 августа. № 185. С. 2. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Константин Арцибушев, Флорида, Князь Андрей Боголюбский.
Упоминаемые судовладельцы: о-во пароходства и торговли А.А. Зевеке, общество пароходное "Самолет ", Зарубин М.П...