[1898.09] Самодурство служащих волжских пароходов

Раз уж речь о движении, нельзя умолчать о волжских пароходах.

Почти каждый пассажир на пароходах наших солидных компаний «Кавказ и Меркурий», «Самолет» и о-ва «По Волге» чувствует свое ничтожество, если он не акционер этих обществ и не в чине статского советника.

Начиная с капитана и кончая последним лакеем – все дышат неприступностью и величием.

Помощник капитана, давая вам ключ от каюты, делает вид, что оказывает благодеяние, хотя вы заплатили деньги.

Лакей, подавая бифштекс, оказывает вам самое меньшее, как снисхождение.

Капитан… ну, это Юпитер: он смотрит поверх вашей головы и уже ни за что не ответит на ваши просьбы и претензии.

Он выше всего этого.

Что же касается пассажиров третьего класса, то… вы читали в романах, как перевозят негров-невольников. Нечто подобное совершается и на Волге.

Капитан – это все.

Он хочет – пристанет к пристани, хочет – нет. И ничего с ним не поделаешь. На днях, например, был такой случай. На пристани Спасской (ниже Сызрани), по расписанию значащейся в числе пристаней, к которым обязаны приставать пароходы о-ва «По Волге», ожидало пароход снизу 12 пассажиров.

Долго они ждали. Пришел сверху громадный пароход «Императрица» и, взяв пассажиров, удалился вниз.

Но вот показался снизу пароход «Император». Он поравнялся с пристанью, высвистел лодку, спустил пассажира и… удалился.

Напрасно с пристани ему махали и кричали, напрасно лодочник заявлял, что на пристани много пассажиров, − пароход ушел.

Капитану не было никакого дела ни до расписания, ни до пассажиров. Эти мелочи ниже капитанского престижа.

Перекати-поле.


(Из газеты "Самарская газета" [Самара], 1898. 1 сентября. № 187. С. 2. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Императрица, Император.
Упоминаемые судовладельцы: общество пароходное "Самолет ", Общество «Кавказ и Меркурий», пароходное о-во "По Волге"..