[1886.08.07] Гибель парохода Вера на Волге

В ночь с 7-го на 8-е августа, на Волге, около села Ровного, как уже известно из телеграмм, произошел пожар на пароходе Самолетской компании „Bеpa", шедшем с низу с пассажирами и товаром. Ныне в газетах, со слов очевидцев, передаются подробности об этом происшествии:

Пароход шел из Астрахани с большим числом пассажиров. Показания очевидцев относительно числа пассажиров значительно разнятся одно от другого: так , по словам одних, пароход был почти переполнен ими; другие говорят, что их было около 400 человек; агенты же компании утверждают, на основании числа всех проданных билетов, — что число пассажиров не превышало 240 человек. "Bеpa" шла с сравнительно небольшим количеством груза: винограда, арбузов, дынь, и проч. Преобладающими пассажирами были: рабочие, персы и татары; в рубке первого класса была всего только одна пассажирка и во втором классе — несколько человек.

Пожар начался в дамской каюте 1-го класса. Причина несчастия, как она выясняется из показания лакея, служившего в рубке первого класса и спасшегося с обожженными руками, заключается в том, что воспламенился керосин в лампе и, раз­лившись по полу, произвел пожар. Лакей стал наскоро заливать его водою и тем самым усилил пламя. Освещение кают лежало на обязанности буфетчика, который по условиям, был обязан поставлять олеонафт; но он, как видно, давал керосин. То обстоятельство, что пожар так быстро распространился по всему пароходу, объясняют тем, что обшивка кают был новая, покрытая масляною краскою, легко воспламеняющаяся. Притом тяга была очень сильная: в рубке 1-ого класса был устроен прямой проход на верхнюю палубу. Этот узкий выход прямо над каютами, в которые из рубки вела узкая винтовая лестница, и представлял как бы трубу с очень сильною тягою.

Командир парохода был на вахте и стоял на мостике в то время, когда раздались первые крики о пожаре, и когда уже огонь выбился наружу, он приказал дать полный ход пароходу и поворотил его почти под прямым углом в противоположную сторону от ровненского берега, на мелководное место к песчаной косе, так как у ровненского берега река очень глубока и самый берег обрывист и крут.

"Когда пароход стремительно, на всех парах, несся к песчаной отмели, а пламя от этого принимало все большие и большие размеры, говорит корреспондент газеты "Новое Время"—то многие из пассажиров, видя пред собою две одинаковые почти опасности—потонуть или сгореть—предпочли первую и начали прыгать с парохода в воду, давя друг друга и цепляясь за первый попавшийся предмет. Когда пароход врезался всем носом в песок и вся его передняя часть была объята пламенем, кормовая часть была, тем не менее, на значительной глубине, и столпившиеся на ней пассажиры начали бросаться в воду в таком страшном беспорядке, что буквально топили друг друга. Некоторые цеплялись за обломки скамеек, стульев и прочих предметов, борясь отчаянно со смертью; другие попадали под колеса все еще работавшего парохода и, будучи изувечены опускались на дно реки".

К месту происшествия прежде всего выехал на лодке для спасения почты помощник заведующего почтово-телеграфною частью в Ровном; но так как спасти почту не было никакой возможности — он бросился спасать пассажиров; им было спасено восемь человек, в том числе почтальон. Вторым для спасения людей подоспел буксирный пароход астраханского купца Обухова, шедший с баржею вверх по Волге; на этом пароходе спаслось очень много пассажиров; затем часов до двух ночи он по всем направлениям искал погибающих. Пароход "Вера" в это время стоял на берегу и весь был объят пламенем. Последними спаслись с него капитан, машинист и лоцман.

На пароходе из с. Золотого, между прочим, ехал ровненский доктор г. Гумыльский, который спасся сам и спас еще троих: он на воде держался за скамейку и за нее же уцепились еще 3 человека; он учил их как управлять скамейкою и какого направления держаться, ободряя при этом всех, говоря им, чтобы они крепились и не падали духом. Доктор лишился чувств лишь в то время, когда его взяли в лодку. Один мальчик лет 14-ти держался на воде с помощью спасательного кольца, и когда к нему подплыли на лодке, чтобы взять, сказал: "спасайте других, а я сам спасусь". И таких случаев, по словам очевидцев, было весьма много. Замечательно также спасение одного крестьянина Тамбовской губернии, убогого старика с совершенно разбитыми ногами. "Снял я с себя все, рассказывал он одному из очевидцев, вынул из кармана паспорт, привязал на шею, перекрестился и бросился в воду – и давай руками работать, и продержался так, пока не взяли меня в лодку"…

Всего спаслось свыше 160, a погибло более 80 человек. Направив пароход к берегу горящим носом, как замечает корреспондент "Новостей", а не кормою, капитан содействовал быстрому распространению пожара. Один дым, шедший прямо на корму, заставлял пассажиров бросаться в воду. 3атем люди гибли от того, что топили друг, друга. Колеса паро­хода продолжали вертеться даже в то время, когда пароход ударился в берег; кроме того боли большие волны, бороться с которыми бросавшиеся в воду люди были не в состоянии. Наконец, гибели пассажиров много содействовал пароход компании Зевеке "Миссури", который, видя горящий пароход и людей, плавающих в воде не только не остановился, но прошел мимо полным ходом, нагоняя огромные волны, в которых, без сомнения нашли себе гибель многие из бросившихся в воду". В числе лиц, действительно спасавших из воды пассажиров "Веры", называют о стоявших у Ровного в лодках русских торговцев, крестьян из с. Золотого: И. Г. Содомцева и М.М. Шишкина: они спасли, между прочим, лоцмана и одели спасшегося помощника капитана, Львова. По их словам, в минуту несчастия Волга кишела людьми; им приходилось забирать людей кучей, потому что тонувшие цеплялись друг за друга.

Вьгтаскивание мертвых тел продолжалось целый лень. Много тел уплыло далеко от места катастрофы: так тело одной девочки нашли 9-го августа около с. Золотого. Вытащенные тела осмотрели тут же на берегу и описали. Было сделано вскрытие одного или двух тел, имевших рассек головы и лица, произошедший, повидимому, от того, что с парохода, в виде помощи плававшим уже на воде, бросали столы, стулья, и проч.

Похороны утонувших были предположены на 10-е августа, в с. Золотом. Гробы, каж­дому отдельно сделаны за счет общества. В помощь пострадавшим, по почину полицейской власти с Ровного, было собрано до 600 р. На эти деньги многих одели и накормили. ("Прав Вест.")


(Из газеты «Олонецкие губернские ведомости», № 63 среда 20 августа 1886 года, источник сайт "Олонецкие губернские ведомости")
Упоминаемые суда: Вера, Миссури.
Упоминаемые судовладельцы: общество акционерное пароходное "Самолет ".