[1887] Путешествие Их Императорских Высочеств Великих Князей Михаила Николаевича и Сергея Михайловича из Нижнего Новгорода до Перми и обратно в 1887г

Великий Князь Михаил Николаевич, вследствие ходатайства, обращенного к Его Императорскому Высочеству, изъявил согласие принять звание Почетного Президента Сибирско-уральской [Научно-Промышленной] выставки.

<...>
В мае [1887 г.] сделалось известным, что Великий Князь Михаил Николаевич прибудет с Сыном Своим Его Императорским Высочеством Великим Князем Сергеем Михайловичем к 14 июня, дню открытия выставки в г. Екатеринбурге. Невыразимая радость сказалась при этом известии в населении Нижегородской, Казанской, Вятской и Пермской губерний. Путь до Перми идет по Волге и Каме чрез эти губернии.
<...>
7-ого июня в 9 ч. 30м. утра, Их Императорские Высочества прибыли в Нижний Новгород, все население которого приготовилось встретить Высоких Путешественников.
<...>
По окончании завтрака Их Императорские Высочества в открытых экипажах проследовали к пристани Министерства Путей Сообщения, около плашкоутного моста чрез реку Оку, у которой стояли готовые к отправлению в путь по Волге и Каме пароходы Министерства Путей Сообщения: „Ярославль”, назначенный для Их Высочеств, и „Межень”, назначенный для сопровождения.
<...>
Все берега пристани, откос и спуски с него были заняты тысячами горожан, и при их долго не смолкавшем „ура” Великие Князья на пароходе „Ярославль” отбыли в 1 час дня в дальнейшее путешествие.
<...>
При отправлении Их Императорских Высочеств из Нижнего-Новгорода на пароходе „Ярославль”, в массах народа, покрывавших берега на обоих концах плашкоутного моста, было немало окрестных сельских жителей. Множество крестьян покрывало и весь нагорный берег Нижегородского крутояра, ниже древнего Печерского монастыря и далее, у всех прибрежных больших сел: Подвовья, известного по всей России своими огурцами, Кстова, Великого-Врага. Безводного и Кадниц, лежащих между Нижним-Новгородом и селом Работками— столицею речных лоцманов и матросов, где находится первая, ниже по течению Волги, от Нижнего пристань для пассажирских пароходов.
В Работках, Исадах и Васильсурске, трех первых от Нижнего-Новгорода пароходных станциях, Их Императорские Высочества не останавливались. Пристани на этих станциях были украшены национальными флагами, ветвями и цветами и все побережье усеяно жителями.
До Исад впереди парохода „Ярославль”, на котором следовали Их Императорские Высочества, шел пассажирский пароход братьев Каменских „Отец”, также направлявшийся в Пермь. В Исадах, против коих, на другом берегу Волги, стоит бывший некогда богатым город Макарьев, ныне совсем не видимый с Волги, так как его заслоняет Макарьевский Желтоводский монастырь,—пароход „Отец” делал остановку, а пароходы „Ярославль” и сопровождавший его „Межень” прошли мимо и опередили „Отца”, следовавшего отсюда тотчас за ними до Козмоденьянска.
Мимо Васильсурска, жители которого и местные власти собрались у пристани, Их Императорские Высочества проследовали в 8 часов вечера, отвечая на восторженные приветствия народа и властей. На пути от Васильсурска до Козмодемьянска, когда стемнело, на плотах и по берегу были зажжены фонари, плошки и костры.
Красивая иллюминация Козмодемьянска, первого на пути города Казанской губернии, в 199 верстах от Нижнего-Новгорода, была видна с Волги еще за пять верст от города. Вся гора, колокольни храмов, каланча, прибрежные дома и пристани пароходов блистали разноцветными огнями. Народу на Козьмодемьянском берегу собралось более 10.000 человек. При громких кликах „ура”, „Ярославль” прибыл к Козмодемьянску в 10 часов 45 минут вечера. Здесь, почти на границе губернии, Их Императорские Высочества были встречены Казанским губернатором, тайным советником Н. Е. Андриевским, начальником губернского жандармского управления и местными уездными властями. От губернии и города Их Императорским Высочествам был поднесен хлеб-соль, от жителей поднесена стерлядь, а от инородческого женского монастыря—икона. Великие Князья сходили не надолго на берег, здороваясь с обрадованным народом.
В дальнейшем пути по Волге был красиво иллюминирован город Чебоксары, мимо которого „Ярославль” прошел пред рассветом, около 1 часу ночи. В Мариинский посад или Сундырь Высокие Путешественники прибыли в 4-м часу утра. Посад был украшен флагами и зеленью также, как и следующая пристань Козловка; народу везде по пути было множество. Путь от Козмодемьянска до Казани был сделан без остановок.
В Казань Их Императорская Высочества прибыли 8-го июня, в 8? часов утра. Пароходы „Ярославль” и „Межень” взяли необходимое для дальнейшего пути количество нефти, а затем „Ярославль” подошел в Самолетовской, красиво убранной флагами и зеленью, пристани. Все другие пристани были тоже изящно убраны. Их Императорские Высочества
<...>
около 10 часов утра, отбыли от Казанской пристани, при кликах народа, восторженно приветствовавшего и провожавшего Августейших Гостей. Казанский губернатор И. Е. Андриевский, сопровождавший Их Императорских Высочеств от Козмоденьянска, сопровождал Их и дальше, до г. Чистополя, отстоящего от Казани в 214 верстах.
Около полудня, миновав пристань большого села Богородска, в 5—6 верстах выше слияния Камы с Волгою, пароход Их Императорских Высочеств вступил в Каму. Между устьем Камы и Чистопольскою пристанью, до которой Их Высочеств провожал Казанский губернатор, к пристаням Лаишевской, Мурзихинской и Рыбно-Слободской собирались десятки тысяч русских крестьян и татар с семействами. Пестрые, ярких цветов, костюмы женщин, смешиваясь с флагами, ветвями и гирляндами, украшавшими пристани, представляли с реки очень живописную картину. Пропустив пароход с Великокняжеским штандартом мимо пристани, народ 2—3 версты бежал вслед за ним, оглашая берега мощным „ура”.
К г. Чистополю, представляющему собою одну из главнейший хлебных пристаней Камского бассейна, пароход „Ярославль” прибыль в 12-м часу ночи и пристал к пароходной пристани Лебедева, близ города. Сойдя с парохода на пристань, Великий Князь Михаил Николаевич, встреченный местным административным персоналом и представителями города и земства, удостоил принять поднесенную Ему от города хлеб-соль. Его Императорское Высочество вместе с Августейшим Сыном сошел на короткое время по мосткам пристани, покрытым коврами, к берегу, раскланялся с народом и затем возвратился на пароход, который немедленно отправился в дальнейший путь. Народ начал собираться для встречи Высоких Путешественников с 4 часов вечера. Громогласное многотысячное „ура” потрясало воздух во все время пребывания Их Императорских Высочеств на пристани и долго не умолкало по уходе парохода. Все. пристани и здания, находящиеся близ берега, были иллюминированы и убраны цветными материями. На противоположном берегу Камы ярко горело несколько десятков костров.
В течение ночи и следующего дня пароход Их Императорских Высочеств, миновав Соколки, Елабугу, Челны, Пьяный-Бор, где была кратковременная остановка, Каракулино и Березовку с массой расположенных между ними сел и деревень, прибыл ночью на 10-е июня к г. Сарапулу, Вятской губернии. Пристани и дома горожан и крестьян были везде на пути красиво убраны; ночью зажигалась иллюминация.
Сарапул находится в 450 верстах от Перми по течению р. Камы. Близ этого города, занимающего красивое местоположение на левом нагорном берегу Камы и являющегося одним из крупных торговых пунктов на этой реке, находится южная граница Пермской губернии— река Буй, приток Камы, отделяющая Пермскую губернию от Уфимской; западная же граница Пермской губернии, отделяющая ее от Вятской, проходить выше Сарапула. Поэтому, еще за сутки до вступления Их Императорских Высочеств в пределы Пермской губернии представители губернии: губернатор, действительный статский советник В. В. Лукошков и председатель Губернской Земской Управы К. Я. Пермяков с депутациею из гласных выехали из Перми на казенном пароходе „Восток” на встречу Августейшим Путешественникам в г. Сарапул. Здесь также встречали Их Императорских Высочеств Вятский губернатор, действительный статский советник А.Ф. Анисьин и начальник Вятского жандармского управления, выехавшие на Сарапульскую пристань. Их Императорские Высочества прибыли к Сарапулу в 12? часов ночи.
<...>
Народ, сплошной массою покрывавший, не смотря на ночное время, гористый иллюминированный берег у Сарапульской пристани, восторженными кликами „ура” выражал свое душевное настроение. Среди кликов народной радости торжественно звучал гимн „Славься, славься”, исполненный хором и оркестром на пассажирском пароходе „Полюд”, на котором ехала в Пермь из Нижнего-Новгорода частная оперная труппа Любимова. На дальнейшем пути до Перми пароход „Полюд” шел вслед за пароходами Их Высочеств и, при каждой остановке, все артисты оперной труппы с оркестром, всего более 50 человек, выходили на верхнюю площадку своего парохода и пели во все время остановки Великокняжеского парохода.
По отбытии из Сарапула одновременно пароходов „Ярославль”, „Межень”, „Восток”, который прибыл из Перми с губернатором, и сопровождавшего их парохода „Полюд”, долго по течению Камы слышались клики народного восторга. Пермский губернатор и представители земства следовали с Их Императорскими Высочествами до Перми, путь до которой от Сарапула был сделан в 30 часов. На всех пристанях до Перми, также, как и в предшествовавшие дни, в пределах Нижегородской, Казанской и Вятской губернии, ко времени прохода Великокняжеского и сопровождавших его пароходов, собирались во множестве жители в лучших праздничных одеждах. В уездных городах Осе и Оханске, Пермской губернии, Их Императорских Высочеств, имевших у этих городов коротая остановки, местное городское и уездное общества встречали хлебом-солью.
К Оханску, последнему на пути до Перми городу на Каме, Их Императорские Высочества прибыли 10-го июня, около 10 часов вечера. К этому времени, в ожидании прибытия Августейших Путешественников, народ из города и селений большими толпами собрался на пристани и по берегу Камы против города. Все городские здания на берегу были разукрашены флагами, равно как и все суда, стоявшие у Оханской пристани. Пристань, у которой должен был остановиться Великокняжеский пароход, была убрана гирляндами из зелени и множеством разнородных флагов, а её крыша увенчана большим вензелем с инициалами имени Великого Князя Михаила Николаевича и флагом Его Императорского Высочества. Пред самым появлением Великокняжеского парохода, крыша пароходной конторки осветилась множеством плошек, отбрасывавших красный блеск на зеркальную поверхность реки и освещавших панораму берега, унизанного народом.
Наступили почти полные сумерки. Когда в виду пристани показались ожидаемые с нетерпением пароходы, в одну минуту весь берег и пристани огласились кликами народа, переливавшимися из конца в конец. Пароходы шли сначала у противоположная берега, почему думалось, что они пройдут мимо города; затем, почти поравнявшись с конторками, вдруг, к радости и удовольствию населения, шедший в средине других пароходов Великокняжеский пароход начал выдвигаться из линии и направился к иллюминированной конторке.
Августейшие Путешественники показались на передней палубе парохода, встречаемые радостными кликами „ура”, не умолкавшими до самого вступления Великого Князя Михаила Николаевича на конторку.
<...>
Великий Князь Михаил Николаевич сошел вместе с Августейшим Сыном на берег, где здоровался с местной воинскою командою и народом, окружавшим Великих Князей со всех сторон с кликами „ура”. Пройдя среди народной толпы, Их Императорские Высочества возвратились на пароход, который медленно начал отходить от конторки. На прощальные знаки Их Императорских Высочеств долго раздавались с берега воодушевленные клики, а с парохода „Полюд”, стоявшего у другой конторки, лились звуки народного гимна, подхватываемого и пассажирами этого парохода, и горожанами с берега. Тихая, роскошная июньская ночь безмолвно внимала этим дорогим каждому русскому сердцу звукам и увеличивала эффект картины, которая надолго будет памятна обывателями. Оханска.
Ночью Их Императорские Высочества проследовала мимо Таборов и Нытвы, последних пред Пермью пароходных станций. и рано утром, вскоре после полного рассвета, стали приближаться к Перми. В 15 верстах от Перми Великокняжеский и сопровождающие его пароходы стали на якорь, чтобы иметь возможность прибыть в город в более удобное время, между 9 и 10 часами утра.
Накануне прибытия Их Императорских Высочеств в Пермь, 11-го июня, в 10 часов утра, город принял праздничный вид: берег Камы, пристани, суда и железнодорожный вокзал, расположенный против пароходных конторок, подъемы, площади города и дома были украшены флагами, щитами, гирляндами из зелени и цветов и многочисленными вензелями; на площадях и перекрестках были воздвигнуты арки. Массы городских и подгородних жителей потянулись к пристани еще с 6 часов утра. В восьмом часу утра из города отправились встречать Августейших Гостей два двух-ярусные парохода братьев Каменских: „Отец”, ночью прибывший в Пермь, и „Василий”, на коих собралось столько публики, сколько могли вместить эти пароходы, предложенные горожанам, для встречи Их Императорских Высочеств гг. Каменскими бесплатно. Оба парохода были красиво убраны флагами и зеленью: на одном из них был оркестр военной музыки, на другом—хорь песенников. Пароходы встретили „Ярославль” и сопровождавшие его „Межень”, „Восток” и „Полюд” там, где они стали рано утром на якорь, и, отсалютовав флагами, заняли места по бокам Великокняжеского парохода.
Кама под Пермью верст на десять идет прямым руслом и на таком расстоянии стала видна флотилия, сопровождавшая Их Императорских Высочеств, причем издали все пароходы представляли одну сомкнутую группу. Как только на реке показалась флотилия в кафедральном соборе начался благовест, возвестивший городу приближение радостного момента; вскоре затем зазвонили на колокольнях всех Пермских храмов. Пароход „Ярославль”, на верхнюю площадку которого Их Императорские Высочества вышли, вместе со свитою и сопровождавшим их губернатором В. В. Лукошковым, еще за несколько верст от Перми шел впереди, под Великокняжеским штандартом; за ним в нескольких саженях следовал „Межень”, а по бокам их—выходившие на встречу с публикою, оркестром и хором пароходы „Отец” и „Василий”. Сзади „Межени” шел „Полюд” Любимова, с оперною труппою, а в некотором расстоянии за ним — шестой, казенный пароход „Восток”, привозивший из Перми в Сарапул губернатора и представителей земства. Берега, спуски, плоты, пристани пароходов, каждый уголок на протяжении двух верст от начала „заимки”—все было усеяно тесно сомкнутою массою народа. Поравнявшись с „заимкою”, вдоль которой по берегу находятся пароходостроительные заводы бр. Каменскпх и Любимова, все шесть пароходов, один за другим, продолжительными свистками, сливавшимися с восторженными кликами народного гимна, исполнявшегося оперными певцами, хором песенников и оркестром на пароходах,—возвестили о прибытии Августейших Гостей. Подходя к пристани, „Ярославль” повернул к конторке Каменских, а прочие пароходы, при звуках „Славься, славься”, направились к другим конторкам. Их Императорские Высочества милостиво раскланивались с народом с площадки „Ярославля”.
Когда „Ярославль” пристал к конторке, Его Императорское Высочество Великий Князь Михаил Николаевич, сопровождаемый Августейшим Сыном и генерал-адъютантом Софиано, адъютантами и губернатором, сошел по мосткам.. покрытым коврами, на пристань.
<...>
[Обратный путь, после посещения выставки в Екатеринбурге]
[19 июня Великий князь с сыном прибыли на поезде в Березники и собрались посетить Усолье.] После обеда, Их Императорские Высочества изволили выйти на балкон, приветствуемые восторженными кликами народа. Вскоре Великие Князья прибыли на ожидавший уже их пароход „Ярославль”, чтобы переехать в Усолье.
<...>
Усольем собственно окончилось пребывание Их Императорских Высочеств в пределах Пермской губернии. От Усолья пароход Великого Князя, конвоируемый пароходом „Межень”, плыл безостановочно до Перми.
Рано утром, не доезжая нескольких верст до Перми, пароход стал на якорь; около 9 часов показались два парохода, вышедшие из Перми на встречу Их Императорским Высочествам. На обоих пароходах, расцвеченных флагами и переполненных публикою, помещалось по оркестру музыки. Пройдя мимо парохода „Ярославль”, снимавшегося уже с якоря, пароходы сделали поворот и сопровождали Великокняжеский пароход до Перми, где была назначена короткая остановка. Когда „Ярославль” проходил мимо Мотовилихинского завода, со стоявшей на берегу батареи было сделано несколько салютов. Когда пароход подходил уже к пристани, другой пароход—„Отец”, прибывший из Перми с хором и оркестром музыки, обошел конвоировавший „Ярославль” пароход „Межень” и шел на близком расстоянии от Великокняжеского парохода: у последнего оборвалась рулевая цепь и он быстро повернулся поперек фарватера. Еще мгновение и „Отец” врезался бы в „Ярославль”, но, благодаря находчивости командовавшего „Отцом” капитана, г. Петрова, моментально давшего задний ход, „Ярославль” успел выскользнуть из-под носа налетавшего на него парохода. Цепь была быстро исправлена и „Ярославль” благополучно подошел к пристани.
<...>
Его Императорское Высочество Великий Князь Михаил Николаевич изволил сойти на пристань.
<...>
Удостоив еще раз подать городскому голове руку и простившись с присутствующими, Великий Князь возвратился на пароход, который тотчас же отвалил от пристани, при колокольном звоне и дружном ”ура” народа.
Вслед за „Ярославлем”, в некотором отдалении, последовали три парохода с публикою, пожелавшей проводить Дорогих Гостей. В 12 верстах от Перми, „Ярославль” остановился, чтобы отпустить сопровождавшие его пароходы. В то время, как последние делали оборот, проходя мимо Великокняжеского парохода, оркестр играл „Боже, Царя храни”. Их Императорские Высочества изволили выйти на верхнюю палубу и милостиво раскланялись с провожавшим Их народом.
От Перми „Ярославль” следовал, не останавливаясь, до Гальян. Все попутные пристани были украшены, как и в первый путь Их Императорских Высочеств; массы народа стекались на берег, в надежде еще раз увидеть Августейших Членов Царской Семьи. В особенности блистательно была иллюминирована Пожевская пристань, где пароход должен был пройти ночью. Приближаясь к пристаням, „Ярославль” всякий раз уменьшал ход и Их Императорские Высочества выходили на мостик, чтобы приветствовать народ, проявивший столько любви и преданности во все время пребывания Августейших Посетителей в пределах Пермской губернии.
21-го июня, рано утром, „Ярославль”, в нескольких верстах от Гальян бросил якорь. Около 10 часов на „Ярославль” был приглашен с „Межени” председатель Губернской Земской Управы, г. Пермяков, которого Его Императорское Высочество удостоил продолжительной беседы. После завтрака, пароход снялся с якоря и подошел к пристани „Гальяны”
<...>
Его Императорское Высочество Великий Князь Михаил Николаевич с Сыном проследовали с пристани к ожидавшим Их на берегу экипажам и направились в Ижевский завод, находящийся в пределах 'Вятской губернии. Осмотрев в подробностях завод и посетив Ижевское двухклассное училище н другие учреждения, Их Императорские Высочества, 22-го июня, в 10 часов, выехали обратно в Гальяны и отсюда на пароходе следовали до Казани, куда прибыли 23-го июня, в седьмом часу вечера.
В ожидании прибытия Их Императорских Высочеств к Казанской пристани, на дебаркадере пароходства Зевеке, убранном флагами, зеленью и коврами, собрались высшие чины всех ведомств Казани и представители дворянства, земства, города и сословий: купеческого, мещанского и ремесленного. Берег был покрыть массами народа. Пароходы, здания пристани, пароходные конторки и суда, расцвеченные флагами, вместе со множеством народа, одетого в праздничные костюмы и оживлявшего всю пристань, представляли весьма красивую картину. Пароход „Ярославль” и сопровождавший его пароход „Межень” показались из-за колена р. Волга, находящегося против Старой Бакалдинской пристани, в 6 часов 20 минуть, и вся пристань огласилась громким ”ура”, не прекращавшимся до схода Их Императорских Высочеств на конторку пароходства Зевеке, занятую встречающими властями.
<...>
Их Императорские Высочества провели ночь на пароходе „Ярославль”. Вся дамба, пристани и фарватер Волги были роскошно иллюминированы: по мачтам и реям всех стоявших у пристани судов блистало множество разноцветных огней. Весь город был тоже иллюминирован, и толпы народа до поздней ночи переполняли улицы, оглашая их кликами «ура».
[В середине следующего дня] простившись с городскими властями, Их Императорские Высочества, при несмолкающих кликах народа, к которому присоединились артиллерийские солдаты, явившиеся из лагеря и выстроившиеся на берегу в три колонны, вошли на пароход „Ярославль”, отвечая поклонами на приветствия народа. В 12? часов на пароходе взвился Великокняжеский штандарт, оркестр военной музыки исполнил марш, под звуки которого, слившиеся с кликами народа, пароход Их Императорских Высочеств тронулся в дальнейший путь к Нижнему-Новгороду. На всем пути было такое же ликование народа, украшения и иллюминация, как а при следовании в Пермь.
К Нижнему-Новгороду Их Императорские Высочества прибыли 25-го июня, в 3 часа пополудни. По заранее определенному маршруту, было известно, что Их Императорская Высочества не остановятся у пассажирской пароходной пристани, а проследуют прямо в Сормовский затон для осмотра работ на реке Волге. Поэтому, в Сормове для встречи Их Императорских Высочеств собрались все высшие должностные лица города: представители дворянства с губернским предводителем, городской голова и председатель земства с гласными и другие начальствующие лица различных учреждении города. Собравшийся во множестве народ восторженно приветствовал прибытие Августейших Путешественников. На пристани Их Императорские Высочества были встречены хлебом-солью и затем подробно осматривали Сормовские сооружения Министерства Путей Сообщения для зимовки пароходов и судов с грузами и охраны их во время весеннего ледохода. По окончании осмотра работ, Их Императорские Высочества отправились на пароходе „Ярославль” в город к казенной пристани у плашкоутного моста, [закончив там свое путешествие по Волге].

Информация об упоминаемых в очерке С. Кельцева казенных пароходах

(Данные приводятся по ”Списку паровых судов, плававших по внутренним водным путям Европейской России в 1897 году.”)

Восток - служебный колесный с железным корпусом пароход министерства путей сообщения. Построен в г Череповце на заводе Милютина в 1877 г. Номинальная мощность установленной на пароходе машины - 20 сил. Длина парохода - 17 саженей, 1 аршин и 7 вершков (38.23 м), ширина с кожухами - 4 сажени и 7 вершков (8.85 м), ширина корпуса без кожухов - 2 сажени и 7 вершков (4.58 м), высота судна (по середине длины судна без надстроек) - 1 сажень и 3 вершка (2.27 м), осадка порожнего судна - 4 четверти аршина и 2 вершка (.8 м), осадка судна при полной нагрузке - 5 четвертей аршина (.89 м).
Межень - буксирный колесный с железным корпусом пароход министерства путей сообщения. Построен в Сормово на заводе Бенардаки в 1885 г. Номинальная мощность установленной на пароходе машины - 120 сил. Длина парохода - 28 саженей (59.74 м), ширина с кожухами - 7 саженей и 14 вершков (15.56 м), ширина корпуса без кожухов - 4 сажени (8.53 м), осадка порожнего судна - 4 четверти аршина и 1 вершок (.76 м).
Ярославль - служебный пароход министерства путей сообщения, на котором плыли великий Князь и его сын плыли по Волге и Каме. Пароход был построен в Нижнем Новгороде на заводе Колчина в 1865 году и был самым старым из всех казенных пароходов, участвовавших в поездке великих князей. Пароход колесный, в железном корпусе, номинальная мощность установленной на пароходе машины - 40 сил. Длина парохода - 22 сажени, 1 аршин и 5 вершков (47.87 м), ширина с кожухами - 4 сажени и 1 аршин (9.25 м), ширина корпуса без кожухов - 2 сажени и 1 аршин (4.98 м), высота судна (по середине длины судна без надстроек) - 1 сажень и 3 вершка (2.27 м), осадка порожнего судна - 5 четвертей аршина (.89 м).


(Отрывки из очерка С. Кельцева "Путешествие их Императорских Высочеств Великих Князей Михаила Николаевича и Сергея Михайловича", опубликованного в его книге "Из поездки на Урал" (Москва, Типография общества полезных книг. Моховая, д. Корлецкой, 1888г.))
Упоминаемые суда: Василий, Отец, Полюд.