[1889] Пермская судоходная летопись (1845 - 1889 год)

1845 г.

Кама была свободна ото льда с 21 апреля до 16 ноября.

1846 г.

Учреждено первое в нашем крае частное „Пермское пароходное общество", построившее деревянный буксирный пароход „Пермь” в 60 сил для плавания в камских водах. Во главе его стояли Василий Вас. Парначев, Осип Ларионович Цветков и Николай Иванович Ильин. (Впервые коноводки появились на Каме у Пермской пристани и 1816 году, а первые два парохода Всеволожского— в 1819 году. См. «Летопись города ІІерми» Ф. А. Прядильщикова. Учредители пароходного общества были: Парначев и Ильин -чиновники казенной палаты, а Цветков — подрядчик. строивший между прочим нынешнее здание мужской гимназии.).

Кама была свободна от льда с 27 апреля до 8 ноября.

1847 г.

Новая пароходная компания „Гаксъ и Тет" построила при Пермской пристани второй пароход “Два Брата", также деревянный, буксирный в 40 сил.

Кама была свободна от льда с 6 апреля до 10 ноября.

1848 г.

С навигации этого года установляется постоянное буксирное пароходство по р. Каме, “Пермским пароходным обществом" и компанией „Гаксъ и Тет". ІІервое имело свой пароход ,Пермь" и арендовало у г. Классена „Елизавету", а вторая имела ,Двух Братьев".

Кама была свободна от льда с 6 апреля до 22 октября.

1849 г.

Кама была свободна ота льда с 13 апреля до 22 октября.

1850 г.

„Пермское пароходное общество" построило новый буксирный пароход „Кяхту", а “Гаксъ и Тет" — пароход „Екатеринбург".

Кама была свобода от льда с 17 апреля до 18 октября.

1851 г.

„ Камско-Волжское пароходное общество" открыло действия на Каме, пустив 5 буксирных пароходов „Стрела", „Заря", „Звезда", „Комета" и „Камышин". Гакс и Тет построили третий пароход „Урал". Всех пароходов в эту навигацию работало 11.

Кама была свободна от льда с 21 апреля до 25 октября.

1852 г.

Сверх прежних 11 пароходов появляются два новые буксирные „ Камско -Волжского общества": „Чайка" и „Вестник".

Кама была свободна от льда с 14 апреля до 15 октября.

1853 г.

„Пермское пароходное общество" прекратило свои действия, а„Камско-Волжекое" вновь пустило „Орла" и „Луну".

Кама была свободна от льда с 11 апреля до 9 ноября.

1854 г.

19 апреля последовало вскрытие Камы.

22 ноября Кама покрылась льдом.

1855 г.

Весною был необыкновенный разлив Камы, которая вскрылась в этом году 4 апреля.

Купец Иван Филиппович Любимов построил свой первый буксирный пароход„Любимый", переименованный после в „Пермь". Он же купил у Гакса и Тета „Екатеринбург".

13 ноября Кама покрылась льдом.

1856 г.

Пароходное дело на Каме продолжает развиваться. Возникает новая компания Ильина и Севастьянова, построившая пароходы «Еруслан» и «Нахимов». Купец Гран в то же время сооружает пароход «Корнилов», а г. Всеволожскій—„Пожву"—все три парохода буксирные. Последний плавал от Перми вверх по Каме до Пожевского завода и далее.

21 апреля Кама вскрылась от льда.

24 октября Кама покрылась льдом.

1857 г.

Кама вскрылась от льда очень поздно—24 апреля.

Ильин и Севастьянов построили новый пароход „Два Николая"(переименованный после в „Петра"), а „Камско-Волжское общество"—новый пароход „Чижик", вместо выбывших в 1854 году „Звезды" и „Кометы". Навигация кончилась рано. 27 октября река уже покрылась льдом.

1858 г.

С навигации этого года впервые установляется срочное пассажирское пароходное сообщение между Пермью, Нижним Новгородом и попутными городами. Пионером этого полезнейшего дела было общество «Кавказ и Меркурий», пустившее в камскую линию в первый раз 4 парохода: «Лоцман», «Молодец»,«Бурлак» и «Сильвестр».

В том же году купец Подошвенников построил буксирный пароход «Владимир», а г. Гран - «Товарища». Камско-Волжские - «Каменщик» и «Чайка» выбыли из камской линии.

Река вскрылась 12 апреля, покрылась льдом 12 ноября.

1859 г.

Навигация этого года была целой эпохой в истории камского пароходства. Между Пермью и Нижним начало срочные почтово-пассажирские рейсы возникшее в 1853 г. пароходное общество «Самолет», пустив на Каму 5 пароходов: „Телеграф", „Депеша", „Гонец", “Курьер» и «Эстафет».

Общество „Кавказ и Меркурий” в эту навигацию пустило на Каму три новых парохода: «Купец», «Сибиряк» и «Адашев», но прежний «Сильвестр» выбыл из камской линии.

В том же году новое пароходное общество «Дружина»,основанное в 1858 году, пустило на Каму два буксирных парохода «Уфа» и «Шаува», а пермский купец Фед. Кузм. Каменский построил свой буксирный пароход «Работник».

Возникшая ы 1856 г. компания Ильина и Севастьянова в этом году продала все прежние пароходы новой компании гг. Соваж и Миронова, а себе построила два новых буксиро-пассажирских - «Ерша» и «Щуку» для плавания между Пермью и Нижним. У Соважа и Миронова в 1859 году были следующие буксирные пароходы: «Ольга»,«Елизавета», «Федор», «Петр», «Добрыня» и «Нева».

Кама вскрылась 7 апреля, покрылась льдом 14 ноября.

1860 г.

С навигации этого года на р. Каме начало работать новое пароходное общество „Польза". имевшее 4 парохода: буксирные „Мологу" и „Шексну" и пассажирские—“Самару» и „Саратов". „Самолет" кроме прежних пассажирских пароходов пустил в камскую линию еще „Глазенапа"', „Быстрого" и „Легкого". С этой же навигации начал ходить с грузом от Перми до Чердыни пароход „Чердынь" Турчанинова и К°, и наконец пущен был первый буксирный пароход по Чусовой. Это был маленький 25 сильный „Опыт", собственность Тагильских заводов, поднимавший от Перми до Уткинской пристани, на расстоянии 214 вёрст; порожние заводские суда.

Река вскрылась 13 апреля, а покрылась льдом 25 октября.

1861 г.

Пароходное дело на Каме окончательно упрочилось.В навигацию этого года на Каме плавали уже 43 парохода, из коих было пассажирских12, буксиро-пассажирских 6 и буксирных 25. Этот паровой камский флот составляли:4 буксирных парохода „ Камско - Волжского общества", 2 буксирных и 5 пассажирских общества „Кавказ и Меркурий'', 5 почтово-пассажирских общества “Самолет", 2 букс. и 2 пассаж. общества „Польза», 1 букс. “Работник" купца Ф. К. Каменского,6 буксиро-пассажир. г. Севастьянова, 1 букс. „Север" г. Сажина, 2 буксир. г. Миронова, 5 букс. г. Соваж, 3 букс. г. Любимова („Пермь", „Екатеринбург" и „Александр”), 1 буксирный „Опыт" Тагильских заводов и по одному буксирному пароходу господ Классена; Всеволожского, Тета и Турчанивова.

Навигация этого года была весьма не продолжительна: Кама вскрылась поздно — 21 апреля. а покрылась льдом рано - 17 октября, причем выпавший 26 сентября обильный снег уже не сходил, и санный путь сразу установлен на всю зиму.

1862 г.

Все лето этого года отличалось многоводьем, благоприятным для судоходства. Река вскрылась от льда 11 апреля при 3 арш. 9 верш. воды.. Наибольший весенний уровень воды был 17 арш. 3½ вершка. В половине лета уровень был выше прежнего на 3 арш. 5½ верш.Число пассажирских пароходов увеличилось, благодаря обществу «Самолет» вновь пустившему на Каму еще нескольк опароходов: «Поспешный», «Проворный», «Дж. Кокериль», «Успех» и «Прогресс». Иногда заходили в Пермь и другие пароходы этого общества. Таким образом один «Самолет» имел на Каме до 13 почтово-пассажирских пароходов. Общество «Кавказ и Меркурий» содержало на Каме прежние пассажирских пароходов. Кроме того стал рейсировать один пассажирский пароход шведского подданного Эрландц под его фамилией. Всех пассажирских пароходов на Каме было 19. Буксирных пароходов работало до 23. Общество «Польза» прекратило действия. Начавшее работать с 1859 года общество «Дружина» на Каме имело один буксирный пароход, Камско-Волжское прежние 4 парохода: «Зарю», «Стрелу», «Орла» и «Неву», Тагильские заводы — 1 буксирный пароход «Опыт»; затем имели буксирные пароходы: Любимов 3, бр. Каменские 2, Миронов 2, Соваж 5, Кротов, Сажин, Турчанинова, Тет и Семенников по одному буксирному пароходу (Кротова «Козерог»,Семенникова «Александр»).

15 ноября Кама покрылась льдом.

1863 г.

С 14 на 15 апреля вскрылась река Кама приуровне в 4 аршина 2 вершка.

С навигации этого года впервые установилосьправильное пароходное сообщение вверх по Каме, от Перми до села Нового Усолья,Соликамского уезда, и попутных селений. Ходили небольшие пароходы: «Искра» купца Минюхина и «Вогул» г. Винцевича, впоследствии переименованный в „Дружбу".

Кама покрылась льдом 14 ноября.

1864 г.

Кама вскрылась от льда 1 апреля при уровне 5арш. 2 вершка выше обыкновенного.

С навигации этого года на Каме открыло рейсы новое буксирно - пассажирское пароходство, Сарапульского купца, Ивана Савельева Колчина, взявшего на себя по контракту с казной перевозку арестантовиз Европейской России в Сибирь, между Нижним Новгородом и Пермью. Арестанты перевозились в особо устроенных железных баржах, буксируемых пароходами :„Сарапулец», «Фабрикант», „Фортуна" и „Известный". Рейсы были установлены срочные с пассажирами. Прежние пароходные общества работали своим чередом. С 27 августа начал ходить между Пермью и Мотовилихой по несколько раз в сутки паровой катер «Кунгурячек».

Кама покрылась льдом 10 ноября.

1865 г.

Кама вскрылась необыкновенно поздно—26апреля при уровне воды 3 ар. 4 вер., вследствие очень продолжительной зимы.

С навигации этого года братья Федор и Григорий Козьмичи Каменские открыли новое пассажирское пароходство от Перми до Нижнего. Первые их пассажирские пароходы были: „Иоанн", “Михаил", „Александр" и „Василий". В то же время г. Фомин пустил между Пермью и Нижним 2 пассажирских парохода: „Рубин" и „Аквамарин", из коих первый потом купили те же братья Каменские. Одновременно работали на Каме „Самолет", „Кавказ и Меркурий" и И. С. Колчин. .

Кама покрылась льдом 20 ноября.

1866 г.

В этом году Кама была свободна от льда с 24 апреля до 20 ноября.

1867 г.

Весной был необыкновенный разлив Камы, вскрывшейся от льда 9 апреля при уровне 5 арш. 6½ верш. выше меженного. В эту навигацию, по прежнему, ходили пассажирские пароходы: до Нижнего Новгорода «Самолет», «Кавказ и Меркурий», бр. Каменских и г. Фомина и буксирно-пассажирские И.С. Колчина; до Усолья вверх по Каме пассажирские: «Искра» Минюхина и «Вогул» Винцевича. (Число буксирных пароходов на Каме с половины 1860-х годов так увеличилось, что подробно следить за ними в краткойлетописи города далее становится невозможным. Авт.).

Кама покрылась льдом у Перми очень поздно,постепенно между 22—24 числами ноября.

1868 г.

15 апреля Кама вскрылась от льда при 5 арш. 6 вер. воды выше обыкновенного уровня. С этой навигации пассажирские пароходы Фомина прекратили действия; пассажиров перевозили пароходы: „Самолет", „Кавказ и Меркурий”, бр. Каменских и И.С.. Колчина. Верховые пассажирские пароходы перешли в новые руки: ,Искра" от Минюхина к Черкасову, а „Вогул" от Винцевича к гг. Стукову и Житкову. Местные пароходовладельцы братья Любимовы и Каменские с каждым годом строят новые буксирные пароходы,. Из пригородных пароходовладедьцев большое значение приобретает буксирное пароходство нижегородца Блинова.

16 ноября Кама покрылась льдом.

1869 г.

17 апреля, вечером, на Каме тронулся лед, а 18 начался сплошной ледоход при уровне 6 арш. 5½ верш. выше обыкновенного; 24 из Перми вышел в Нижний Новгород первый пассажирский пароход «Василий» бр. Каменских, зимовавший у Пермской пристани.

17 октября ушел в Нижний - Новгород с пассажирами последний пароход „Фортуна" И. С. Колчина. Буксирные пароходы продолжали еще работать, так как река покрылась льдом только с 19 на 20 ноября. На эту зиму у Пермской пристани стало небывалое количество пароходов, а именно 16. На нижней Пермской пристани 7 пароходов: „Искра” Черкасова, „Вогул” бывший Винцевича, а теперь Стукова и Житкова, „Синай" Новикова, „Два Стефана" Волонихина, „Борис" Протопопова, „Матильда" г. Роттаст и „Козерог" Минюхина, бывшій Кротова; на верхней пристани 3 парохода бр. Каменсвих: „Бр.Каменские", “Василій' и „Иоанн"; в Мотовилихе 6 пароходов: „Владимир" казенный, “Два брата" Кунгива, „Усолец" Ивачева, „Шавкунов" имени своего владельца и два парохода бр. Шеиных—„Пермь" и „Стрела". Скопление пароходов на Мотовилихе объясняется тем, что завод стал принимать не только ремонт старых, но и постройку новых пароходов.

1870 г.

16 апреля Кама вскрылась от льда при уровне 4 арш. 7 верш. В эту навигацию верховое пассажирское пароходство между Пермью и Усольем увеличилось: кроме “Искры» Черкасова и „Дружбы", Стукова и Житкова, переименованной так из «Вогула», между означенными пунктами срочно рейсовал пароход „Лебедь" г.г.,Линдера и Топоркова. С конца апреля установилась холодная погода, державшаяся довольно долго. При этом 27 апреля в Перми и её окрестностях на значительном пространстве произошла сильная буря, произведшая на Каме настоящий шторм, от которого в 30 верстах выше Перми едва не пострадал серьезно пароход «Дружба», шедший из Усолья с пассажирами.

В течение лета в Перми опять были случаи холерных заболеваний. Впрочем осень наступила скоро, а с осенними холодами прошла и болезнь. Весь октябрь стоял настолько холодный, что с 31 октября на 1 число ноября Кама покрылась льдом В ночи на 9 и 13 октября было заметно северное сияние, но довольно слабое; за то ночью на 8 ноября оно видно было очень ясно; на 9 же ноября в ночь слышен был подземный гул;. Мороз утром доходил до 21°.

У Пермской пристани зазимовали следующие пароходы: на нижней—вновь построенный осенью и оконченный в зиму «Кавалер», „Север" . г. Кунгина, “Пермь» Шеина, “Лебедь» Линдера и Топоркова и “Дружба" Стукова и Житкова; на верхней,—,Работник" (новый) и ,,бр. Каменские” - оба одних владедьцев; на Мотовилихе— „Малютка" Угорьева и К°, «Скромный» г. Киприянова, «Усолец» Ивачева и «Владимир» казенный — итого 11 пароходов.

1871 г.

9 апреля пошел на Каме лед, но река совсем очистилась от льда только к 14 апреля. Погода в апреле стояла очень переменчивая. В первой половине стояли холода; 19 апреля весь день шел снег, после образовавший глубокую грязь. Поэтому и река вскрывалась очень медленно, имея к 14 апреля уровень в 6 арш. 3½ верш. Но со второй половины месяца настало теплое, обильное дождями, время, а 27 апреля послышался первый гром. Вообще весна этого года, после жестокой и обильной снегом зимы; началась сравнительно рано; но хорошая погода держалась лишь до половины апреля, а затем наступило столь продолжительное ненастье, что только к концу мая жители Перми дождались погоды, благоприятной для прогулок. В пароходстве никаких особенных перемен за это лето не последовало.

В этом году Кама покрылась льдом 13 ноября. На верхней пристани, в самом городе, зазимовали 4 парохода бр. Каменских: „Бр. Каменские", ,Александр"; „Алексей» и „Михаил".

1872 г.

7 апреля тронулся на Каме лед, 9 начался сплошной ледоход, а с 18 начали ходить пароходы.

Того же 23-го ноября Кама покрылась льдом при уровне 6 арш. 7½ вершков.

1873 г.

Зима продолжалась необыкновенно долго. В январе стояли морозы от 15 до 30°, февраль тоже простоял холодным. В конце марта еще лежали массы нерастаявшего снега, при средней температуре месяца 8° холода. Естественно. что вскрытие реки было очень позднее, а именно 25-го апреля, при небывало-высоком уровне воды в 10 аршин 14½ вершков, объясняемом необыкновенным обилием снега. Столь позднего вскрытия Камы в Перми не бывало с 1865 года.

1 декабря Кама покрылась наконец льдом. Слишком позднему вскрытию реки соответствовало и необыкновенно позднее для Перми, небывалое раньше, замерзание при уровне 5 арш. 15½ вершков.

1874 г.

14 апреля на Каме начался ледоход при высоком уровне воды в 8 арш. 13 верш.;10 ноября Кама покрылась льдом при уровне 3 арш. 5 вершков.

1875 г.

22 апреля Кама вскрылась при уровне5 арш. 6½ вершков.

24 мая на Каме был довольно сильный шторм, не причинивший впрочем несчастий. В эту навигацию пароход “Дружба" ходил от Перми до Чердыни, на 100 верст выше Усолья.

Кама покрылась льдом в этом году замечательно рано, 19 октября, при малом уровне 2 арш. 14 верш. Все лето отличалось большим мелководьем, вредным для судоходства.

1876 г.

8-го апреля Кама вскрылась от льда, при уровне 6 арш. 6 верш, 15 апреля отправился вниз первый пассажирский пароход.

С этой навигации пароходное общество «Самолет» пустило вверх по Каме до с. Усолья два пассажирских парохода «Эолину» и «Русалку». Купец Житков имел на том же плесе пасажирскиепароходы «Михаила» и «Дружбу».|

18 октября Кама уже покрылась льдом при низком уровне 2 арш. и 8 верш.

1877 г.

Лед на Каме тронулся поздно—19 апреля, но совсем река вскрылась лишь 22. Запоздание вскрытия зависело от медленного таяния снегов. Река вскрылась при незначительном уровне 3 арш. 1 верш. Все лето отличалось мелководьем.

В навигацию этого года на Каме открылось новое пассажирское пароходство И. И.Любимова. Доселе Любимовы имели только буксирные пароходы—по времени одни из первых на Каме. И. И. Любимов пустил рейсировать от Перми до Нижнего-Новгорода прекрасные по устройству и удобствам для пассажиров пароходы „Екатеринбург" и “Березники" американского типа и кроме того пароходы обыкновенного устройства «Пермь» и «Кунгур» . Для ремонта прежних пароходов, а также для постройки новых И.И. Любимов купил старый пароходный завод Тета на берегу Камы, близ устьев Данилихи, основание которому положено было еще в 1858 году Гуллетом. И. И. Любимов со временем значительно увеличил производство завода и стал брать постройку паровых судов не только для Волги, но и для Каспийского моря.

В то же лето Чердынский купец Лунегов пустил вверх по Перми до Усолья и Чердыни свой первый пассажирский пароход“Колву», а пермский купец Житков - «Новобранца».

Кама покрылась льдом в этом иду 17 ноября при замечательно низком уровне 1 арщ. 11 верш.

1878 г.

Кама очистилась от льда постепенно к 18 апреля; движение льда началось еще 9 апреля. 18 уровень воды был 3 арш. 8 верш.

В эту навигацию от Перми до Усолья и Чердыни начал ходить второй пассажирский пароход Лунегова „Вильгорец".

Кама покрылась льдом в этом году поздно—только 20 ноября при уровне 3 арш. 13 вершков. Навигация не отличалась многоводьем. Пароходовладельцы жаловались на плохие заработки

1879 г.

10 апреля во вторник, на Фоминой неделе вскрылась при довольно высоком уровне-6 арш. 10 верш.

Кама покрылась льдом очень рано - 1 ноября при небывало низком уровне воды - 13 вершков выше меженной.

1880 г.

19 апреля Кама вскрылась от льда при уровне 6 аршин и 6 вершков.

Пароходное общество „Самолет"с этой навигации прекратило пассажирские рейсы вверх по Каме от Перми до Усолья, в виду невыгодной конкуренции Лунегова на этом плесе.

Кама, как и в предыдущем году, покрылась льдом опять 1 ноября при уровне 3 арш. 3 верш.

1881 г.

Кама вскрылась в Перми 9 апреля при уровне 3 арш. 2 вершка. С навигации этого года самое старинное на Каме пассажирское пароходное общество „Кавказ и Меркурий", державшее срочные рейсы между Пермью и Нижним-Новгородом с 1858 года, после 22 летней работы,прекратило действие на р. Каме, в виду сильной конкуренции со стороны пароходовладельдев бр. Каменских, И. И. Любимова и У. С. Курбатова, наследника покойного Колчина. Особенно низки были цены за проезд на буксиро - пассажирских пароходах Курбатова. занимавшихся по прежнему перевозкою арестантов по контрасту с казною. При том же пароходы И. И. Любимова „Екатеринбург” и „Березники"американского типа и прочие пароходы местных владельцев значительно превосходили удобствами старые пароходы общества “Кавказ иМеркурий".

24 ноября Кама покрылась льдом. Замерзание для Перми очень позднее.

1882 г.

На машиностроительном и литейном заводе Любимова в Перми в течение последней зимы и весны шла самая деятельная работа: строились сразу 6 пароходов: один пассажирский для самого И. И. Любимова в 100 сил, пассажирский для купца Якимова в 60 сил на реку Белую, такой же для Лунегова на верхнюю Каму и буксирные пароходы для купцов Куракина, Ушкова-в Елабугу и Корнилова—в Западную Сибирь.

17 апреля в 8 часов вечера на Каме тронулся лед; сплошной ледоход начался лишь 19 числа.

23 апреля, в пятницу, вышел из Перми в Нижний первый пассажирский пароход „Пермь" И. И. Любимова. а 27 пришел из Нижнего первый его же пароход „Екатеринбург”.

В эту навигацию пароходное общество „Дружина”стало отправлять из Перми до Нижнего буксиро-пассажирские пароходы, каковы: „Дмитрий", „Императрица Мария" и друг. Плата за проезд была еще ниже Курбатовской.

1883 г.

17 апреля последовало вскрытие Камы.

С этой навигации одно из старейших на Каме почтово-пассажирских пароходных обществ „Самолет", работавшее между Пермью и Нижним с 1859 года, прекратило рейсы после непрерывного 23-летнего действия. Причина— невозможность успешно конкурировать с местными пароходами нового устройства при весьма низких провозных таксах. Каменские, Любимов и Курбатов увеличивают число своих пароходов и учащают срочные рейсы.

Осень этого года была необыкновенно продолжительная и пагубная для слабых здоровьем. Река против Перми покрылась льдом только 26 ноября, а безопасный переезд по льду установился в начале декабря.

1884 г.

Зима этого года была весьма продолжительна, теплые дни начались только с конца марта и потому Кама вскрылась от льда очень поздно—25 апреля.

С половины навигации этого года известный Кунгурский миллионер А. Г. Кузнецов, наследник креза-чаеторговца Губкина, купивший в Кунгуре пароходный завод Гакса, пустил от Перми до Нижнего новые пассажирские пароходы „Бабку", „Шакву" и „Юмыш". На верхнем плесе от Перми до Чердыни уже не первый год работал без конкурентов один Лунегов, постепенно расширявший пароходное дело и конечно державший сравнительно высокие цены за проезд. В это лето у него ходили „Колва", „Вильгорец", „Полюд" и „Чердынец". В отношении удобств пароходы были лучше всех прежних. ходивших до Усолья и Чердыни.

5 ноября Кама покрылась льдом.

1885 г.

23 апреля Кана вскрылась от льда.

25 июля в Нижнем-Новгороде скончался миллионер-пароходовладелец Устин Саввич Курбатов. Громадное наследство перешло в руки его племяницы О.П. Карповой. Теперь пароходство существует под фирмой «Пароходство У. С. Курбатова наследницы О.П. Карповой".

11 ноября Кама покрылась льдом.

1886 г.

16 апреля Кама вскрылась от льда.

С этой навигации перевозку арестантов от Нижнего-Новгорода до Перми взял на себя С.-Петербургский купец Н.М. Григорьев, заключивший контракт с казною на 12 лет. Арестанты перевозятся в хорошо устроенных железных баржах, буксируемых. пассажирскими пароходами: “Галкин-Врасский", „Кунгур" и „Соликамец"..Прежние „арестантские" пароходы У. С. Курбатова наследницы О.П. Карповой продолжают срочные буксиро-пассажирские рейсы от Перми до Нижнего и обратно. В той же линии ходят пассажирские пароходы А. Г. Кузвецова и почтово-пассажирские бр. Каменских и И. И. Любимова. Последние по удобствам—первые на Каме. Купец Лунегов, продав некоторые пароходы, оставил в линии Пермь—Чердынь только “Вильгорца", “ІІолюда" и вновь заказал на Мотовилихе “Гражданина”. Последний пароход с одним большим задним колесом был совершенной новинкой на Каме и устроен по образцу пароходов Зевеке „Магдалены", „Аллегани" и других. ходящих между Нижним-Новгородом и Рыбинском. Но по удобствам “Гражданин" не может идти с ними ни в какое сравнение: Строитель “Гражданина" был механик-самоучка Шилоносов.

23 октября Кама покрылась льдом.

1887 г.

11 апреля лед на Каме тронулся, а 12-го начался сплошной ледоход.

17-го апреля отправился в Нижний-Новгород первый пассажирский пароход бр. Каменских “Феодор". А. Г. Кузнецов прекратил пароходство по Каме, продав свои пароходы: его „Шаква” перешла к. Н. М. Григорьеву а стала перевозить арестантов. На верхнем плесе от Перми до Чердынн появился конкурент Лунегову - также Чердынский купец Черных, пустивший пароход „Альфу". С того же лета впервые появляются на Волге и Каме пароходы-баржи совершенно своеобразного типа для перевозки керосина. В кормовой части помещается машина, в носовой-громадный резервуар для наливки керосина, вместимостью до 50.000 пудов. В Пермь приходили впервые два таких парохода “Татарин” и „Калмык", принадлежащие известному нефтепромышленнику Нобель.

3 ноября Кама покрылась льдом.

1888 г.

Весна этого года наступила необыкновенно быстро и рано. 26 марта. в Перми уже тронулся на Каме лед, а 27 марта, в воскресенье, начался сплошной ледоход. Столь раннего вскрытия реки не запомнит никто, так как, по именующимся данным, только в 1822 году Кама, вскрылась в Перми 30 марта.

31 марта, в четверг, из Перми в Нижний-Новгород отправился первый пассажирский пароход бр. Каменских „Отец"—факт ни разу еще не бывалый с появления на р. Каме пароходов.

С навигации этого года впервые установляется срочное пассажирское пароходство по р.р. Каме, Чусовой и Сылве от Перми до Кунгура. Сперва стал ходить пассажирский пароход „Март» купца А. М. Брюханова. а потомг еще „Братья"—В. И. Мельникова. До Усолья и Чердыни по прежнему, ходили: „Вильгорец" и „Гражданин" Лунегова и «Альфа" Черных. В низовом пароходстве никаких перемен не было.

29 октября Кама покрылась льдом.

1889 г.

6 апреля на Каме тронулся лед, а 7-го—в великую пятницу начался сплошной ледоход, продолжавшийся в этом году особенно долго—всю пасхальную неделю. Первые дни пасхи 9 - 11 апреля погода была отвратительная.

14 апреля—только через неделю по вскрытии реки— из Перми в Нижний отправились два первые почтово-пассажирские парохода: „Пермь" Любимова и „Отец" Каменских.

И. И. Любимов перестроил заново свой пассажирский пароход „Березники" американского типа. По удобствам и роскоши отделки это безусловно лучший пароход на Каме.

На Мотовилихинском заводе сооружается буксирный пароход-гигант купца Ушакова для перевозки по Волге нефти. Пароход назван именем богатыря: .,Редедя, князь Коссогский", имеет железный корпус в 38 сажен длины и 9 саж. ширины (с кожухами), четыре паровых котла и машину чудовищных размеров в 500 номинальных сил. Говорят, что „Редедя" по размерам не имеет пока соперников на всей Волге.

В навигацию этого года вверх по Каме до Усолья и Чердыни ходили пароходы Г. М. Лунегова: „Вильгорец”, “Гражданин" и вновь построенный „Колва", А. В. Черных - «Альфа'' и И. А. Зырянова- “Помощник». До Кунгура из Перми опять ходили: „Братья" В.И. Мельникова и „Март" А. М. Брюханова; впрочем последний пароход нередко ходил и в Усолье. вопреки своего прямого назначения. В свою очередь и «Колва" Лунегова в начале навигации ходила в Кунгур. Сильная, давно не бывалая на верхнем плесе конкуренция, как водится, способствовала быстрому и значительному понижению пассажирской таксы.

Между Пермью в Нижним-Новгородом 1889 году срочно, рейсировали следующие 27 пароходов:

Каменских посчтово-пассажирские 10: „Феодор", “Григорий", “Михаил", „Алексавдр”, “Алексей”, “Иван», «Отец», «Сын», «Дядя» и «Рион».

И. И. Любимова почтово-пассажирские 4: „Березники" и “Екатеринбург» американского типа, “Пермь» и «Кунгур» - обыкновенные.

У. С. Курбатова наследницы О.П. Карповой 9 буксиро-пассажирских: „Фабрикант», «Фортуна», „Добрый", «Известный», “Сарапулец», «Белевец», „Казанец", “Печорец" и „Нижегородец". . : ., '

Н. М. Григорьева буксиро-пассажирские, следующие с арестантскими баржами: «Галкин-Враский», «Кунгур», «Шаква» и «Бабка».

В ночь с 24 на 25 октября Кама против Перми покрылась льдом. Лето этого года было слишком обильно дождями и отличалось резкими перепадами температуры. Хорошая погода простояла только в сентябре. С октября начались значительные холода, достигавшие в половине месяца до—15° и более Р., что способствовало раннему замерзанию реки. Но в конце октября опять настала. оттепель, препятствовавшая установке зимних дорог. В начале ноября снова произошла настолько резкая перемена температуры, что 8 числа был небывалый для этого времени мороз—2З° Р. Осень этого года была очень нездоровая и редкая по количеству тифозных заболеваний.


(Выдержки из «Летописи губернского города Перми с 1845 до 1890 года» - Приложения к изданной в 1889 году книге А.А. Дмитриева «Очерки истории губернского города Перми»)
Упоминаемые суда: Александр, Алексей, Аллегани, Альфа, Бабка, Белевец, Березники, Братья (возможно в приведенном материале упоминается именно этот пароход), Быстрый, Вильгорец, Владимир Глазенап, Григорий, Депеша, Джонс Кокериль, Дмитрий, Добрый, Дядя, Екатеринбург, Иван, Известный, Императрица Мария, Казанец, Колва, Кунгур, Купец, Курьер, Легкий, Магдалена, Март, Михаил, Нижегородец, Отец, Пермь, Печорец, Полюд, Поспешный, Проворный, Прогресс, Рион, Русалка, Сарапулец, Сибиряк, Сильвестр, Сын, Успех, Фабрикант, Феодор, Фортуна, Чердынец, Шаква, Эолина, Эстафет, Юмыш.
Упоминаемые судовладельцы: Брюханов А.М., Григорьев Н.М., «Дружина», пароходное общество, «Кавказ и Меркурий», общество акционерное пароходное и торговое, Каменские, братья Ф. и Г., торговый дом, Карпова О.П., наследница Курбатова У.С., Кузнецов Г.К., Лунегов Г.М., Любимов И.И., «Самолет», общество акционерное пароходное, Черных А.В..
Упоминаемые судоверфи: Пермь, завод Любимова, Кунгур, Пермской губернии, завод Гакса.