[1893] Крушение пассажирских пароходов на Волге во время ледохода 1893 года

Несчастные случаи с пароходами и др. судами на Волге в районе Н.-Новгорода продолжаются беспрерывно и почти ежедневно. 21 числа сего апреля в среде пароходовладельцев на бирже, во всем городе только и было разговоров, что о новом крушении пароходов, происшедшем 21 апреля на Волге.

У городского берега близ красных казарм стояли на якоре два пассажирских самолетских парохода "Поспешный" и "Легкий". Оба они только что на днях вышли из затона и сначала избрали место стоянки на Оке. Но там накануне на них наплыла баржа-нефтянка и поломала обносы в носовой части. Для исправления этих повреждений пароходы были поставлены к городскому берегу близ казарм, где стоял и другой караван. Здесь несколько ниже находилась запасная пристань пароходства А.А. Зевеке, у которой вечером во вторник остановился пассажирский американский пароход "Аллегани". Стоянка эта считалась вполне безопасной и никто не подозревал, что даже при сплошном ледоходе отсюда нельзя будет уйти. Но тем не менее пароходы на всякий случай стояли всю ночь под парами и на них было усиленное дежурство команды. На рассвете с одного из самолетских пароходов заметили идущую сверху по Волге от сибирской пристани громадную льдину. Льдина эта шла вдоль луговой стороны и не внушала никаких опасений. Но дойдя до муромского островка, как раз против красных казарм, она уперлась в его берег и быстрым течением ее почти моментально повернуло поперек Волги. Положение пароходов сделалось безнадежным. Немедленно сделана была тревога, приказано было сняться с якорей и обрубить чалки. Но громадная масса льда надвигалась с неимоверной быстротой - и тут только команда пароходов увидала, что спасение невозможно...

Льдина всей своей массой врезалась один за другим в самолетские пароходы, затем срезала "Аллегани" и запасную пристань Зевеке. Раздался страшный треск, в корпуса пароходов хлынула вода, под напором льда ломались каюты, палуба, боковая деревянная обшивка превратилась в щепы... Самолетские пароходы были выброшены льдом на берег, исковерканы здесь и затем в разрушенном виде сползли в реку, где и затонули, сильно накренившись на бок. "Аллегани" отнесло на несколько десятков сажен вниз, где она также затонула. Здесь же между пароходами, совсем рядом у берега, утонула и пристань Зевеке.

Команда пароходов вся спаслась. Некоторые бросались прямо с парохода на берег. Во время крушения командиру самолетского парохода "Легкий" сильно ушибло ногу, - но как это случилось, в суматохе трудно было разобрать. На самолетских пароходах погибло почти все имущество у буфетчиков, которые только что поставили свои буфеты.

Печальную картину представляли затонувшие пароходы после катастрофы. Поломки, произведенные в их корпусах очень серьезные. Говорят, что один из самолетских пароходов едва ли можно будет ремонтировать, - он, вероятно, погиб безвозвратно. Другой пароход, "Легкий", пострадал меньше, но и для него потребуется громадный ремонт. В лучших условиях оказался пароход Зевеке, который, судя по наружному виду, пострадал меньше. 21-го же к нему подвели баржи и приступили к вынутию его из воды.

Случай этот является просто небывалым примером. Место стоянки для пароходов, при проходе верхового льда, здесь считалось вполне безопасным.

Нам доставлены некоторые подробности о бывшем накануне крушении Любимовского пассажирского парохода "Казенин".

Пароход этот срезало льдиной в то время, когда он делал оборот от нефтяной баржи, стоявшей у Люлеховского затона. Удар был неожиданный и настолько сильный, что в корпусе парохода в машинном отделении сразу появилось на ¼ аршина воды. Видя неминуемую гибель, лоцман и штурвальные оставили штурвал и убежали спасать имущество. В среде пассажиров - паника, крики о помощи, плач.

Момент был самый критический.

Командир парохода С.Я. Шмелев остался в штурвальной рубке один. Он скомандовал в машину - "полный ход вперед" и сам встал к штурвалу, собравши все свои силы, чтобы дать пароходу направление к песчаному берегу. В это время на верх выбежал помощник багажного приказчика Н.Н. Матанцев. которому командир приказал встать на капитанский пост и командовать в машинное отделение, где машинист С.А. Лукьянов, стоя в воде, самоотверженно управлял ходом машины. Матросы, кочегары - все перепугались, окончательно потеряли голову.

Спустя 5 - 10 минут, после усиленной работы машины, пароход, управляемый только троими, достиг до ближайшего острова, где и затонул. К нему сейчас же подошел пароход Зевеке, который и снял часть груза, пассажиров и всю команду. Груза на "Казенине" было более 3000 пудов, преимущественно холста и кожи, отправленных г. Алафузовым из Казани.

Пассажиры составили благодарственное письмо на имя командира "Казенина", машиниста и помощника багажного, которым они обязаны своим спасением. Письмо это покрыто многими подписями и передано в главную контору пароходства. ("Волгарь").


(Из газеты "Нижегородские губернские ведомости", 27 апреля 1893г. № 17, источник сайт Нижегородской областной научной универсальной библиотеки)
Упоминаемые суда: Аллегани, Казенин (По официальным спискам МПС этот пароход долгие годы принадлежал семье Казениных, а не Любимову), Легкий, Поспешный.