[1895.11] Завершение навигации 1895 года в Царицыне

Об окончании навигации па Волге «Вол.-Дон. Л.» сообщает, что вечером 10-го ноября пошел сильный снег и улицы города покрылись белой пушистой пеленой. Интересную картину представляла в это время Волга: берег под белым покрывалом снега, Волга вся в льдинах, а у пристани между тем стоят пароходы под парами, издавая резкое шипение. Освещение на пароходах полное,—видимо, они готовятся к отходу. Нагрузка в полном разгаре... шум и беготня, сутолока... а снег между, тем сыплет крупными хлопьями. Нечто совершено необычное и непривычное для глаза, при такой чисто зимней обстановке, и вдруг—навигационное движение. Ивановские пароходы «Охотник» и «Рюрик», однако, при виде такой совершенно непривычной обстановки, струсили и поспешили убраться в затон, но пароход г. Кожебаткина «Пермь» все время геройски стоял у пристани г. Кузнецова, продолжая грузиться до глубокой ночи и намереваясь идти в Астрахань. А груза оказалось очень много: с утра 10 ноября на берег к пристани г. Кузнецова навезли массу бочек с сахаром, который быль предназначен для отправки в Астрахань. Ахтубииского общества пар. «Колумб» еще с утра 9 ноября ушел в Дубочку. Удастся-ли ему возвратиться— неизвестно. Пассажиры, приехавшие в этот день утром на нем из Дубовки, рассказывали нам поистине поразительный вещи. Во всю Волгу лед. Мы несемся, как по снежному полю. Пароход смело рассекает глыбы льда. Только сальный звон металлического корпуса производит нечто не особенно приятное. Но все же чувствовалось что-то такое грандиозное величественное: вот мы, мол, этакая мелочь, на ничтожной скорлупе, а все же... побеждаем страшные силы природы!

В субботу, 11 ноября, пароход г. Кузнецова «Матвей», как несокрушимый броненосец, победоносно добрался из Астрахани до Царицына, отделавшись лишь поломкою нескольких плиц, причем доставил сюда много пассажиров и несколько десятков тар с малосолом.

С рассветом в воскресенье, 12 ноября, он, несмотря на густой ледоход. с полным грузом отправился снова в Астрахань, забравши отсюда до семи тысяч пудов сахару и до трех тысяч пудов муки. Цена за фрахт взята была сравнительно невысокая— 30 коп., а пассажиры 3-го класса заплатили по 5 р. с человека.

Пароход Ахтубинского общества «Колумб» также добрался в последний раз из Дубовки до Царицына и немедленно убрал свой дебаркадер. В тот же день, 12 ноября, мостки дебаркадера гг. Иванова и Кунгина были разобраны и навигация, таким образом, совершенно закрылась.

В попедельник, 13 ноября, против Царицыиа появился настолько густой ледоход, что движение пароходов и судов уже стало окончательно невозможным. Только неустрашимые рыболовы на своих утлых ладьях еще ухищряются как-то пробираться между большими глыбами льда, да маленькие. но имеющие прочные корпуса винтовые пароходики Ахтубинского общества продолжали поддерживать сообщение между городом и затоном.

Пароход Кузнецова «Павел», шедший нз Астрахани в Царицын с грузом и пассажирами, в виду густого ледохода и холодной погоды, 11 ноября в селе Никольском сдал весь груз и пассажиров на берег, а сам отправился обратно в Астрахань.


(Из журнала «Русское судоходство», 1895 год, № 165, стр.91 - 92, 95)
Упоминаемые суда: Колумб, Охотник (Вероятно в заметке речь идет именно об этом пароходе), Рюрик (Вероятно в заметке речь идет именно об этом пароходе).
Упоминаемые судовладельцы: «Ахтубинское пароходство», товарищество.