[1897] О пароходстве Иванова и Кунгина

Пароходство Иванова и Кунгина приносит беднякам пассажирам без сомнения громадную услугу. Такса за проезд очень низкая и кроме того пароходы пристают чуть-ли не к каждому селу по всему царицынско-астраханскому плесу. Грузодатели означенных сел также довольны пароходством, так как провоз товаров совершается сравнительно скоро и дешево. Но в общем и в этом пароходстве имеются недочеты, которые в интересах самого пароходства и в интересах дела следовало-бы исправить. Так, напр., жалуются, между прочим, на неаккуратную выгрузку громоздких вещей и небрежную сдачу товаров. Из Владимировкн и Никольского привозят в Астрахань много арбузов. они принимаются на пароходы счетом и, согласно этому, взимается провозная плата 12 — 15 р. с 1000 штук, но в Астрахани-же арбузы сдаются без счета, причем из 1000 шт. насчитываются не более 900—940. Пароходство за недостачу не отвечает, даже и не скидывает за провоз. Кроме того не имеется установленного порядка по взиманию некоторых платежей. Так. напр., за марки и бланк на один и тот-же груз и то же количество ставится на одном пароходе в квитанции 25 коп., а на другом—50 к. Переплава незначительная, но и передавать такую сумму зря,—как справедливо замечает «Астр- В.».—обидно.

«Сар. Л.» о том же пароходстве передает. что оно. собственно говоря, самое сквернейшее, при чем сообщает следующее. 3 сентября, в 1 час ночи, на купеческом пароходе Кунгипа и Иванова. «Рюрик», шедшем вниз по Волге до Царицына, недалеко от поселка Акатовки, вдруг послышался страшный треск и почувствовалось сотрясение парохода. Из машинного отделения полетели на палубу осколки металла, повалил пар, и действие машины приостановилось. Оказалось, что лопнул «питатель» и разлетелось в дребезги маховое колесо или шатун; невдалеке от тонки лежал кочегар без чувств, лицо которого было сильно повреждено осколками, так-что бедняга едва-ли останется жив. На пароходе произошла суматоха и давка: все пассажиры испуганно бегали по пароходу, не зная, что делать; некоторые плакали. Когда немного успокоились, командир сделал распоряжение бросить якорь. Пассажирам пришлось пробыть на «Рюрике» до 8 часов утра, в ожидании другого парохода. Мимо проходил «Колумб» Ахтубинского т-ства, который забрал почти всех пассажиров и доставил в Царицын. В последних числах июля у этого-же парохода, около села Водяного, сломался вал, а 16-го августа. невдалеке от села Аптиповки, разорвало воздушник и еще что-то. Машина «Рюрнка» построена в 1860 г. и, по словам одного из служащих парохода, почти ежедневно ломается и расстраивается. Это может повлечь за собою гибель парохода и всех находящихся на нем пассажиров. а потому убогому «Рюрику» давным-бы давно следовало быть «на покое». Следует обратить на это должное внимание и не выпускать таких убогих пароходов.

Следует еще упомянуть о санитарном состоянии пароходов: «Рюрик» и все купеческие пароходы можно признать гнездом всевозможных заболеваний;. на нпх царят страшная грязь и отвратительный запах... Нельзя также похвалить матросов и кассира «Рюрика», которые, не стесняясь присутствием дам,—говорит «Сар. Л.», — посылают по адресу друг друга трех-этажные словечки... Вообще, пароходы Иванова и Кунгина весьма стары и неопрятны.


(Из журнала «Русское судоходство», 1897 год, № 179, стр. 112-113)
Упоминаемые суда: Рюрик (Вероятно в заметке речь идет именно об этом пароходе).