[1899.10.01] Авария зарубинского парохода "Дмитрий"

Еще новая авария зарубинского парохода „Дмитрий", имя которого в криминальной хронике Поволжья занимает видное место-пароход этот получил печальную известность, благодаря нескольким бывшим с ним авариям в 1899 г. и ранее.—Столкновение парохода „Димитрий", по словам „Волгаря", произошло в 12-м часу ночи на 1-е октября, на Ячменском перекате, находящемся в 100 верстах выше Н.-Новгорода. Была темная ночь. На Волге дул сильный ветер, переходивший временами в бурю. Зарубинский пароход „Димитрий" шел вверх с пассажирами и грузом, вышедши из Нижнего в 3 часа дня 30 сентябри. Сзади него, на близком расстоянии шел буксирный пароход купца Солина. Впереди, довольно далеко, шли два парохода; первый, с легкой баржей, шел „Коммерсант" Щербакова, а за ним, на довольно далеком расстоянии, пассажирский пар. Зевеке „Флорида". С парохода Щербакова сделали отмашку зарубинскому пароходу влево, на что тот согласился. Пароходы должны были встретиться против дамбы. Так как дул сильный ветер, то „Коммерсант", с целью удалиться от дамбы, пошел почти поперек реки. На зарубинском пароходе также боялись, как бы не попасть на дамбу и решили пройти под кормой встречного парохода, не видя, что последний идет с баржей, так как на „Коммерсанте" был выставлен на мачте неверный сигнал—один белый огонь, означавший, что пароход идет порожняком, без баржи. На буксируемой щербаковским пароходом барже был поднят огонь низко. С зарубинского парохода приняли, что баржа стоит, и „Димитрий" с полного хода пошел через буксир, между баржей и пароходом. Сильный толчок, происшедший от удара „Димитрия" о буксир, приостановил последний пароход, и баржа с полного хода была брошена буксиром на зарубинский пароход. Раздался страшный треск. Вся правая стенка палубы „Димитрия", от носа до колес, с каютами для пассажиров 3-го класса, была разбита в щепы, и пассажиры, ехавшие в этих каютах, падали в воду вместе с обломками дерева. Так как на зарубинских пароходах помещения для третьеклассных пассажиров устроены на обносах вокруг корпуса, то баржа, разбив обносы, не потревожила корпуса, и пароход избежал потопления. Стоны и крики о помощи утопавших невозможно передать словами, В темноте ночи в волнах ничего не было видно.—Пароход „Димитрий" остановился и командир, видя приблилижавшийся сверху пароход „Флорида", закричал в рупор:—„Остановитесь, там, в воде, люди..."—Оба парохода стали на якорь, спустив шлюпки для спасания тонувших людей.-Остановились и другие два парохода—Солина и затем виновник столкновения „ Коммерсант", так как идти было рискованно, ибо в воде плавали люди. Спасти, однако, удалось не многих. Двоих, между прочим, переняли с буксирного парохода Солина. Ветер был настолько сильный, что стоявшие на якоре пароходы сорвало с якорей и отнесло к другому берегу. Пароход Зевеке нанесло бурей на дамбу, и его снимал буксирный пароход. Сколько погибло людей - определить пока невозможно. На место аварии выехал инспектор судоходства и судебные власти для расследования дела. Говорят что в двух отдельных каютах ехали 8 пассажиров. От этих кают ничего не осталось, и где эти пассажиры, — полагают, что они погибли. О переполохе на пароходе и говорить нечего: паника была страшная, С парохода „Флорида" издали слышали стоны и крики утопавших людей. Затем вскоре крики стали умолкать и замолкли. Судя по этому можно предположить, что упало в воду несколько человек. Спасение для них было трудное почти невозможное, так как было темно, и на реке было огромное волнение, буря. Вообще, очевидцы аварии передают, что картина была потрясающая... По подсчету, сделанному в нижегородской конторе Зарубина, на „Димитрии" выехало из Нижнего 144 пассажира, почти исключительно в 3-м классе. Кроме того, на пароходе было до 10.000 пудов груза. Последний не пострадал, так как корпус парохода остался не поврежденным. Пароход шел под командой г. Иванова, только-что в 1899 г. назначенного на этот пароход.


(Из журнала «Русское судоходство», 1899 год, № 210-211, стр. 106-108)
Упоминаемые суда: Дмитрий, Коммерсант, Флорида.
Упоминаемые судовладельцы: Зарубин М.П., Зевеке А.А., Щербаков И.И..