[1862.09.21] Впечатления от поездки из Твери на пароходе «Дриада» общества «Самолет»

Мы выехали из Твери 21 сентября, в 6 часов утра, на пароходе «Дриада», принадлежащем обществу «Самолет».


< . . . >

Небо, как будто не желая дисгармонировать с вашим душевным настроением, начинает покрываться тучами, подул ветер, наконец пошел дождик,— вы спешите идти укрыться в каюту 2-го класса, но вас лора-жает, что большая часть пассажиров 3-го класса осталась на палубе, стараясь кое-как укрыться дырявым армяком; вы расспрашиваете отчего они не идут и узнаете, что каюта 3-му классу не полагается, а есть место на палубе, покрытое зонтом, куда пассажиры могут отправиться; вы заглядываете под зонт и видите, что уже все там полно, а почти половина осталась на палубе!... и вы сходите к себе в каюту уже совсем угрюмый и недовольный. Долго думаете вы о таком страшном нерадении об удобствах пассажиров 3-го класса; вас приводит это в негодовавшие, вы горячитесь: «я напечатаю это, непременно напечатаю!» говорите вы ce6t, прохаживаясь в волнении по каюге 2-го класса, и тем накликая всякого рода проклятая от других пассажиров, которым вы мешаете спать. Но ничего нет вечного на земле! так и ваш гнев, за неимением сопротивления высказаться, понемногу утихают, вы начинаете обдумывать вопрос о каюте более хладнокровно и приходите, наконец, к тому заключению, что действительно Обществу невыгодно иметь каюту 3-го класса. Во 1-х, постройка каюты требует известную сумму, следовательно доходу будет меньше; во 2-х, имей пассажиры 3-го класса каюту, они не стали бы истреблять в таком количестве очищенной водки, как теперь,— убыток содержателю, который бы меньше давал за содержание буфета; наконец лишняя каюта заняла бы много места и тем стеснила бы паccaжиров остальных классов, или же надо бы было делать пароходы большей величины чем теперь,—опять расход и довольно значительный. «Так как же после этого требовать»,—говорите вы себе,—«чтоб Общество пеклось об удобствах пассажиров 3-го класса; ведь тут дело идет об его личных интересах. Пускай потерпит немного простои народ, ему ведь это не в диковинку, было бы только директорам да акционерам хорошо»..... и с этой мыслю вы засыпаете.

«Дриада» принадлежит к числу лучших пароходов Общества: каюты первых двух классов довольно обширны и содержатся в чистоте, под зонтом более места чем на других; капитан, финляндский уроженец, расторопен, ловок и знает фарватер, как свои пять пальцев; матросы, простые крестьяне, большею частью Тамбовской губернии, тоже расторопны и хорошо знают свое дело. Они еще в детстве пришли на Волгу, где их отцы бурлачили; впоследствии сами взялись за это тяжелое, но любезное русскому мужику, ремесло; с появлением же пароходов и с уменьщением потребности в бурлаках, они поступили в матросы.

< . . . >

А. С-нев


(Из журнала «Морской Сборник», 1862 год, №11, стр.56-58 )
Упоминаемые суда: Дриада.
Упоминаемые судовладельцы: «Самолет», общество акционерное пароходное.