[1894] Столкновение пароходов Царевна и Рассыльный

Рано утром 13 октября, в 5-м часу, когда было еще совершенно темно, близ Чебоксар на Волге произошла давно небывалая катастрофа с пароходами.

По своим подробностям, это повторение, хотя в миниатюре, крушения "Владимира", потопленного "Колумбией".

Снизу, делая срочный рейс из Астрахани, шел с большим количеством пассажиров и грузов легкий пароход "Царевна", принадлежащий обществу "по Волге". Командовал пароходом г. Тиссен. В начале 5-го часа утра "Царевна" миновала город Чебоксары и, следуя далее по направлению к Нижнему, встретила верстах в пяти выше Чебоксар маленький винтовой пароход "Рассыльный", общества "Дружина". Огни встречного парохода были замечены на "Царевне" очень далеко, после чего с волжского парохода дали свисток и установленный сигнал. Ответа не было. "Рассыльный" между тем продолжал приближаться к "Царевне", - очевидно, он шел полным ходом. С волжского парохода начали давать тревожные свистки, но не прошло и пяти минут, как "Рассыльный", сделав оборот, моментально ударился бортом о пыж "Царевны". Удар был настолько силен, что "Рассыльный" тут же на месте пошел ко дну...

Среди пассажиров на "Царевне" произошла паника.

- Пароходы тонут... Оба тонут!.. - кричали испуганные пассажиры.

- В трюме вода! - кто-то кричал с палубы.

У "Царевны", действительно, оказалась сильно поврежденной носовая часть корпуса, несмотря на то, что последний отличается замечательной прочностью. Если помнят читатели, два года назад та же самая "Царевна" столкнулась с "Аляской" Зевеке и в то время, когда тот пароход затонул почти моментально, на "Царевне" оказались весьма незначительные, если можно так выразиться, "царапины". Можно судить по этому, насколько теперь силен был удар "Рассыльного".

Спасая пассажиров, которые в панике готовы были броситься в воду, командир "Царевны" направил свой пароход на песчаную отмель.

Но за то трудно описать, что сталось с людьми, бывшими на "Рассыльном".

Крушение застало их спящими. На мостике стоял, как говорят, один только лоцман или штурвальный. Что было с ними, - успели ли они выбежать из каюты или смерть застала их там пока сказать трудно. Пока на первых порах известно, что с "Рассыльного" спаслись только двое - капитан и помощник машиниста. Остальные, вероятно, все погибли. Участь погибших, как уверяют, разделил и вахтенный штурвальный.

Число погибших на "Рассыльном" насчитывает до 15 человек. Пароход этот ехал в затон на зимовку, и на нем ехало 17 человек, считая и командира с командой. В числе погибших были женщины.

Пассажиры с "Царевны" (их было около 200 человек) переданы на проходивший мимо пароход Кашина "Надежда" и прибыли на нем благополучно в Нижний, отделавшись лишь страшным испугом. На место происшествия выехали из Казани судебные власти. Некоторые пассажиры, бывшие очевидцами столкновения, оставлены били, до приезда судебных властей, на месте крушения.

"Рассыльный" - это маленький винтовой пароход, занимающийся обыкновенно буксировкой небольших судов. Пароход этот, помнится, стоит около 15000 рублей.

"Царевна" - один из пароходов общества "по Волге" старого типа, но весьма прочной конструкции. В прежние годы, когда на Волге не было еще американских пароходов, "Царевна" считалась одним из лучших пассажирских пароходов.


(Из газеты "Нижегородские губернские ведомости", 19 октября 1894 г. № 42, источник сайт Нижегородской областной научной универсальной библиотеки)
Упоминаемые суда: Царевна.
Упоминаемые судовладельцы: общество пароходное "по Волге".