[1916] Краткий очерк развития пароходства по реке Оке

Пароходство Н-в А. В. Качкова основано сорок четыре года тому назад крестьянином села Ерахтур, Касимовскаго уезда, Александром Викуловичем Качковым и представителем Кабест. О-ва Алексеем Петровичем Самгиным.

В 1871 году компаньонами был заказан в Конгуре на заводе Гакса пароход „Д. Донской", который и открыл в 1872 году первую навигацию в среднем плесе Оки. Водный путь между Касимовым и Рязанью считался тогда не судоходным. О бакенах и перевальных вехах еще не знали, а судоходители больше руководствовались разными приметами, в виде кустиков, отдельных деревьев на берегах и проч.

Благополучно закончив навигацию, компаньоны на том же заводе Гакса заказали второй пароход „Касимов", и с 1873 года открывается уже правильное пассажирское сообщение между Рязанью и Касимовым.

Тип первых пароходов был однопалубный, 1-й и 2-й классы помещались в трюме, а для пассажиров 3-го класса предназначалась прикрытая сверху тентом, а с боков парусиновыми шторками, кормовая часть палубы, Котлы пароходов в то время работали на дровах, отапливались в холодное время только помещения первых классов, а для освещения применялись керосин и минеральные масла.

В 1873 году волжское пароходство „Самолет" и Ардабьевские купцы Бородачев и Куракин, работавшие прежде в низовьях Оки, пошли с пароходами, до Рязани, а Качков и Самгин продолжали рейсы своих пароходов до Нижнего. Чтобы избежать конкуренции, три различных пароходства договорились отправлять свои пароходы из Нижнего по очереди, установили одинаковую таксу и работали так до1881 года. В этом году А. В. Качков приобретает в собственность два парохода и все пристани, прекратившего Окскую линию, общества „Самолет", и с 1889 года учреждается Товарищество по реке Оке, в составе которого кроме Качкова, Самгина и Бородачева входят еще Штейерт, Кленов и Зворыкин. С этого года начинается перестройка пароходов „на американский лад", т. е. пароходы приближаются к тому типу пассажирских судов, какими мы видим их в настоящее время.

Лет через десять компаньоны один за другим вышли из состава Товарищества, пароходы их приобрел Александр Викулович Качков и с 1902 года пароходство по реке Оке функционирует уже под фирмою „Потомственного Почетного Гражданина А. В. Качкова".

13 Декабря 1904 года скончался учредитель Пароходства и пионер Оки — Александр Викулович и пароходное предприятие перешло к сыновьям его Ивану и Василию Александровичам Качковым.

В 1906 году Н-ки А. В. Качкова открывают буксирное пароходство между Москвою и Н.-Новгородом и товарное от Рязани до Москвы.

В настоящее время на всех линиях пароходства Н-в А. В. Качкова работают: 10 пароходов американского типа, два полуамериканского, один товарный и четыре буксирных и кроме того пароходству принадлежат 25 пассажирских дебаркадеров, около двадцати баркасов и барок и затон для ремонта судов в г. Касимове, и собственные склады в Москве на Коммисариатской набережной.


(Из книги «Товаро-пассажирское пароходство по рекам Оке и Москве наследников Качкова. Справочник по рекам Оке и Москве», 1916 год, стр. 1-2)
Упоминаемые суда: Дмитрий Донской, Касимов.
Упоминаемые судовладельцы: Самгин и Качков, «Самолет», общество акционерное пароходное.