Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

Пароход Баян

© Реставрация изображения, А.С. Талыгин

Пароход Баян построен на Сормовском заводе в 1912г. Он был третьим в серии пароходов, построенных Сормовским заводом по заказу общества "по Волге". Заказ, сделанный в 1908 г,. предусматривал постройку четырех пароходов по образцу парохода Граф, выпущенного в 1904 году. Журнал "Волжское судоходство" в № 4-5 за 1912 г. писал:

"Двенадцатого июля вышел с судостроительной верфи "Сормово" построенный для общества "По Волге" товаро-пассажирский пароход Баянъ. Корпус парохода построен из мягкой стали Мартена, имеет длину 280 футов (85 м), ширину с кожухами 60 футов и 9 дюймов (18.5 м) и осадку с полным грузом 11 четвертей (1.95 м). Грузоподъемность около 37 тысяч пудов (606 т). Котлы (два) пролетной системы с перегревателем системы Ноткина 2-ого. Машина тройного расширения с перегревом пара в 1200 индикаторных сил и клапанным парораспределением для всех трех цилиндров системы Маршаля-Радовановича. Штурвал паровой, для изоляции звука под фундамент подложен прессованный войлок. Кают первого класса - 18 на 30 человек, второго класса - 29 на 51 человека, третьего класса - 22 на 28 человек и 68 общих мест, в четвертом классе - 790 мест. По удобствам для пассажиров и роскошной отделке пароход Баянъ займет на Волге одно из первых мест. Салон первого класса отделан испанским платаном под руководством художника Менотвана, в строго выдержанном стиле ампир: по середине зала устроен аквариум с фонтаном. На галерее первого класса для защиты от ветра устроены особые ширмочки. Каюты первого и второго классов имеют гардеробы и шкафы для платья. Как новинку следует отметить устройство в носовой части для третьего класса очень светлой общей столовой, оборудованной диванами с мягкими сиденьями и столами. Стены столовой художественно расписаны краской и по стенам развешаны гравюры с картин Третьяковской галереи. В каютах третьего класса два света, как и во всем нижнем этаже. Четвертый класс совершенно изолирован от товаров.

Двенадцатого июня на пароходе Баянъ проводились испытания при осадке 8 четвертей 2 вершка (1.51 м)(на ровный киль с грузом около 20000 пудов (327 т) при топливе 1500 пудов (24.5 т) с полным вооружением и инвентарем. Испытание проводилось на мерном расстоянии в 10 верст (10668 м). Эту дистанцию Баянъ прошел вниз по течению в 23мин. 46 сек., а вверх против течения прошел 18,70 верст/час, развив при 37 оборотах, при отсечке 0,75 и давлении пара в 200 фунтов 1300 индикаторных сил. Расход топлива выразился на одну индикаторную силу в 1,09 фунт нефтяных остатков в час. По сравнению расхода топлива на одну индикаторную силу с пароходом Графиня (1,24 фунта) оказалась на пароходе Баянъ экономия в топливе, благодаря перегреву пара и клапанному парораспределению, на 14 процентов. В непродолжительном времени общество "По Волге" выпускает второй пароход того же типа - Витязь."

Основные технические характеристики судна (Данные из таблицы, предоставленной Михаилом Пашковским)

Год и место постр. L,фт. B, фт В габ, фт Тгр.,  четв. арш. Тпор, четв. арш. Выс. борта, фт. Груз, тыс. пуд
Пассажиров
Команда, чел.
1кл. 2кл. 3 и 4 кл.
1912, Сормово 290 30,5 61 11 5 10,5 35 32 52 256 38
Паровая машина
Паровые котлы
Тип Год и место постр. Мощн, л. с. Размерность, мм Nвр., об/м Кол. и тип Год и место постр. Sнагр,кв.фт. Давл., атм.
3рас. 1912, Сормово 1200 600-920-1435/1370 37 2-Прол. 1912, Сормово 3700 13


| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2018 год. | Контактная страница. |