Пароход Баян
Пароход Баян построен на Сормовском заводе в 1912г. Он был третьим в серии пароходов, построенных Сормовским заводом по заказу общества "по Волге". Заказ, сделанный в 1908 г,. предусматривал постройку четырех пароходов по образцу парохода Граф, выпущенного в 1904 году. Журнал "Волжское судоходство" в № 4-5 за 1912 г. писал:
"Двенадцатого июля вышел с судостроительной верфи "Сормово" построенный для общества "По Волге" товаро-пассажирский пароход Баянъ. Корпус парохода построен из мягкой стали Мартена, имеет длину 280 футов (85 м), ширину с кожухами 60 футов и 9 дюймов (18.5 м) и осадку с полным грузом 11 четвертей (1.95 м). Грузоподъемность около 37 тысяч пудов (606 т). Котлы (два) пролетной системы с перегревателем системы Ноткина 2-ого. Машина тройного расширения с перегревом пара в 1200 индикаторных сил и клапанным парораспределением для всех трех цилиндров системы Маршаля-Радовановича. Штурвал паровой, для изоляции звука под фундамент подложен прессованный войлок. Кают первого класса - 18 на 30 человек, второго класса - 29 на 51 человека, третьего класса - 22 на 28 человек и 68 общих мест, в четвертом классе - 790 мест. По удобствам для пассажиров и роскошной отделке пароход Баянъ займет на Волге одно из первых мест. Салон первого класса отделан испанским платаном под руководством художника Менотвана, в строго выдержанном стиле ампир: по середине зала устроен аквариум с фонтаном. На галерее первого класса для защиты от ветра устроены особые ширмочки. Каюты первого и второго классов имеют гардеробы и шкафы для платья. Как новинку следует отметить устройство в носовой части для третьего класса очень светлой общей столовой, оборудованной диванами с мягкими сиденьями и столами. Стены столовой художественно расписаны краской и по стенам развешаны гравюры с картин Третьяковской галереи. В каютах третьего класса два света, как и во всем нижнем этаже. Четвертый класс совершенно изолирован от товаров.
Двенадцатого июня на пароходе Баянъ проводились испытания при осадке 8 четвертей 2 вершка (1.51 м)(на ровный киль с грузом около 20000 пудов (327 т) при топливе 1500 пудов (24.5 т) с полным вооружением и инвентарем. Испытание проводилось на мерном расстоянии в 10 верст (10668 м). Эту дистанцию Баянъ прошел вниз по течению в 23мин. 46 сек., а вверх против течения прошел 18,70 верст/час, развив при 37 оборотах, при отсечке 0,75 и давлении пара в 200 фунтов 1300 индикаторных сил. Расход топлива выразился на одну индикаторную силу в 1,09 фунт нефтяных остатков в час. По сравнению расхода топлива на одну индикаторную силу с пароходом Графиня (1,24 фунта) оказалась на пароходе Баянъ экономия в топливе, благодаря перегреву пара и клапанному парораспределению, на 14 процентов. В непродолжительном времени общество "По Волге" выпускает второй пароход того же типа - Витязь."
Основные технические характеристики судна (Данные из таблицы, предоставленной Михаилом Пашковским)
Год и место постр. | L,фт. | B, фт | В габ, фт | Тгр., четв. арш. | Тпор, четв. арш. | Выс. борта, фт. | Груз, тыс. пуд | Пассажиров |
Команда, чел. |
||
1кл. | 2кл. | 3 и 4 кл. | |||||||||
1912, Сормово | 290 | 30,5 | 61 | 11 | 5 | 10,5 | 35 | 32 | 52 | 256 | 38 |
Паровая машина |
Паровые котлы |
|||||||
Тип | Год и место постр. | Мощн, л. с. | Размерность, мм | Nвр., об/м | Кол. и тип | Год и место постр. | Sнагр,кв.фт. | Давл., атм. |
3рас. | 1912, Сормово | 1200 | 600-920-1435/1370 | 37 | 2-Прол. | 1912, Сормово | 3700 | 13 |