Пароход Граф
Пароход Граф был построен Сормовским заводом по заказу общества "по Волге" для низового плеса Волги в 1904 году. Судно имело размеры в 280' x 30'6" x 10' 6"(85 х 9.3 х 3.2 м) - эти данные взяты из книги И.А. Шубина "Волга и волжское судоходство" и несколько расходятся с даными, приведенными ниже - и было оборудовано паровой машиной тройного расширения в 900 индик. сил. Пароход явился образцом при постройке Сормовским заводом для о-ва "по Волге" в 1909 - 1912 гг. серии из четырех пароходов: Графиня (1909 г.), Гражданин (1910 г.), Баян и Витязь (оба - 1912 г.). Журнал "Русское судоходство2 в №8 за 1904 г. писал:
"С Сормовских заводов вышел только что большой двухпалубный пассажирский пароход Графъ, построенный для астраханской линии общества "По Волге".
Сормовские заводы за последнее время сильно развили пароходостроительство и выпущенные ими пароходы по справедливости считаются лучшими из всех, построенных на русских заводах. Новый пароход сделан по типу экспонатов- пароходов, выпущенных заводом в 1896г. К всероссийской выставке - Императоръ Николай II и Императрица Александра, но только с более скромной отделкой классных помещений. Пароход имеет 282 фута длины, 36 футов ширины, корпус - железный, машина тройного расширения в 900 индикаторных сил. На пробе машина развила более 1100 сил. Электрическое освещение, паровое отопление даже в четвертом классе, паротушители и пр. - все эти усовершенствования применены на новом пароходе.
Вся верхняя палуба отведена для кают первого и второго классов. В первом классе 29 мест, во втором - 48. Каюты одно, двух и трехместные, общих нет. Каюты очень просторны и высоки. При том и другом классе - общие столовые, а при первом классе, кроме того, ещё гостиная-салон. Пассажиры третьего класса будут помещаться в носовой части парохода на первой палубе - здесь обще помещение и в два ряда по бортам отдельные двухместные каюты. Всех мест - 120.
Для артельных пассажиров отведена кормовая палуба, где построены нары; помещение рассчитано на 600-700 человек. Единственное неудобство то, что пассажирские места расположены и на отводах, примыкая к наружной стенке, так что в случае столкновения удар придется прямо в нары. Ещё недостаток - отсутствие железной палубы над машинным отделением: об этих палубах много говорилось на всех совещаниях по устройству пароходов.
Пароход делал пробный рейс от Балахны до Сормова имея 21000 пудов груза (чугун). Осадка парохода была в 8 1/2 четверти, рейс этот он сделал в 2 часа 5 минут - вверх по течению 70 минут, вниз - 55 минут. Осадка порожнего парохода с запасом топлива 5 1/2 четверти, грузоподъемность до 30000 пудов. На днях пароход вступает в линию пароходства. По устройству и удобствам это один из лучших пароходов на Волге."
Основные технические характеристики судна (Данные из таблицы, предоставленной Михаилом Пашковским)
Год и место постр. | L,фт. | B, фт | В габ, фт | Тгр., четв. арш. | Тпор, четв. арш. | Выс. борта, фт. | Груз, тыс. пуд | Пассажиров |
Команда, чел. |
||
1кл. | 2кл. | 3 и 4 кл. | |||||||||
1904, Сормово | 280 |
30 |
54 |
8,5 |
5 |
10,5 |
25 |
20 |
48 |
652 |
37 |
Паровая машина |
Паровые котлы |
|||||||
Тип | Год и место постр. | Мощн, л. с. | Размерность, мм | Nвр., об/м | Кол. и тип | Год и место постр. | Sнагр,кв.фт. | Давл., атм. |
3рас. | 1904, Сормово | 900 |
595-877-1412/1370 | 35 |
2-Прол. | 1904, Сормово | 3540 |
11 |