Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

Инж. А. П. СТРАХОВ

Новый трехдечный пассажирский дизель-электроход: „Ленин" мощностью 2250/2700

"Речной транспорт", 1958, № 11, стр. 26-30.

В период с 29 июля по 5 августа 1958 г. на участке Волги от Горького до Городца и на Горьковском водохранилище между городами Чкаловском и Юрьевцем проходил официальные ходовые испытания новый головной пассажирский дизель-электроход “Ленин” мощностью 2250/2700 э. л. с., построенный заводом "Красное Сормово” имени А. А. Жданова по проекту № 20 КБ завода по заказу Министерства речного флота.

Испытания дизель-электрохода проводились по программе сдаточных испытаний в присутствии приемной комиссии Министерства речного флота сдаточной группой завода “Красное Сормово” во главе с главным строителем Н. К. Петуховым и начальником конструкторского бюро завода проф. В. М. Керичевым.

Новый пассажирский дизель-электроход — самое крупное трехдечное пассажирское судно речного флота страны, впервые созданное для внутренних водных путей СССР. Основные характеристики дизель-электрохода следующие:

Наибольшая длина судна (габаритная) 121,4 м
Длина корпуса расчетная 116.0 м
Наибольшая ширина судна 16.8 м<
Ширина корпуса расчетная 12.4 м
Высота судна габаритная (от киля) 15,2 м
Высота борта корпуса 5,0 м
Наибольшая осадка 2,4 м
Водоизмещение судна в грузу 2235 т

На дизель-электроходе установлены три главных двигателя марки “Д-50” тепловозного типа, мощностью по 900 э. л. с., работающих на генераторы постоянного тока; таким образом, общая мощность главной силовой установки судна—2700 э. л. с.

Мощность каждого из трех электродвигателей, расположенных в корме, работающих непосредственно на гребные винты, по 750 э. л. с. при 350 об/мин; таким образом, мощность дизель-электрохода по гребным винтам — 2250 э. л. с.

По прочности корпуса дизель-электроход полностью соответствует разряду “М” Речного Регистра, т, е. может работать на всех озерах и новых водохранилищах СССР без всяких ограничений по погоде.

Корпус дизель-электрохода — целиком сварной из низколегированной стали марки СХЛ-1. Только при наличия этой стали, при нормальных толщинах обшивки и палубы, достигающих 6 - 8 мм, удалось создать прочность корпуса дизель-электрохода, требующуюся для разряда “М”.

В носовой части дизель-электрохода находится возвышенный бак, простирающийся до надстройки; палуба бака, по высоте расположена между главной палубой и палубой второго этажа.

По высоте корпус судна (за исключением машинного отделения) разделяется платформой на две части. Дизель-электроход имеет три этажа металлических надстроек; на третьем этаже надстройки носовой части установлены рулевая и штурманская рубки и сзади нее—дымовая труба.

Все наружные стенки надстроек дизель-электрохода (на всех трех этажах) и стенки рулевой рубки выполнены из стальных штампованных листов малоуглеродистой стали марки Ст. 3, толщиной 2 мм и продольными “зигами” вдоль корпуса. С целью исключения участия в общей прочности работы надстроек второго и третьего этажей на них сделаны специальные компенсаторные (скользящие) швы. Количество таких швов по длине судна - 8. Эти швы сделаны с резиной, предохраняющей надстройку от попадания внутрь через шов воды; сверху каждый шов покрывается легким кожухом.

Высота стенок надстроек следующая: первого этажа - 2,6 м, второго и третьего этажей - 2,5 м и ходовой рубки - 2,2 м; высота помещений на платформе (по борту) - 2,45 м.

Все внутренние помещения дизель-электрохода в надстройках делятся закрытыми вестибюлями на три части—блоки. Вестибюли имеют красивую отделку.

В носовом блоке первого этажа для пассажиров размещается салон отдыха с мягкими креслами и диванами; на втором этаже в носовой части судна расположен музыкальный салон для пассажиров, в котором также имеется мягкая мебель и пианино; на третьем этаже в носовой части находится пассажирский салон обозрения и тихого отдыха (для чтения) также с мягкой мебелью.

Помещения для пассажиров на дизель-электроходе размещены на четырех этажах. На платформе, в корпусе, в первом и втором этажах надстройки находятся одно двух-, трех- и четырехместные каюты для пассажиров и команды. Все места для пассажиров мягкие в комфортабельных светлых и просторных каютах, оборудованных умывальниками с холодной и горячей водой. Даже каюты в корпусе на платформе освещены двумя круглыми иллюминаторами диаметром по 350 мм в свету.

К услугам пассажиров на третьей палубе имеется кино-концертный зал на 100 мест, одновременно являющийся залом для телеобозрения, так как в нем имеется для телевизора экран размером 1,5х1,0 м.

На третьей палубе в корме находится открытый солярий для пассажиров, а рядом с ним—киоск для торговли прохладительными напитками и помещения душевых кабин. Здесь, на третьей палубе, размещены каюта-люкс и каюта капитана (обе двухкомнатные с санблоками), фотолаборатория для пассажиров и радиостанция.

На главной и второй палубах вокруг надстройки идут сплошные широкие галереи для прогулки пассажиров, здесь же находятся столы и кресла.

На первом и втором этажах в корме размещается двухъярусный ресторан. Для пассажиров на судне имеются: библиотека, читальни, ночной буфет, ванные и душевые кабины. Все помещения радиофицированы.

Помещения для команды размещены на платформе в носовой и кормовой частях судна, для комсостава—в первом и втором этажах. Все каюты команды—одно-и двухместные. На платформе в корме, под рестораном, расположены камбузы для пассажиров и помещения для приготовления пищи, разделочные, посудомоечные, оборудованные специальными механизмами, а также столовая со специальным камбузом для команды. Все камбузы электрифицированы.

Для швартовки к дебаркадерам и другим судам дизель-электроход (с надводным бортом 2,5 м) имеет два привальных бруса, между которыми установлены механические кранцы с резиновыми роликами-катками

На дизель-электроходе “Ленин" - 439 пассажирских мягких мест в каютах. Никаких общих помещений для пассажиров (за исключением салонов и ресторана) на судне нет. Число команды, включая работающих в ресторане, проводниц, врача, парикмахера и др., - 97 человек. Часть мест, предназначенных по проекту для пассажиров, пришлось занять для команды и под другие помещения.

Грузоподъемность грузового трюма дизель-электрохода рассчитана на прием 60 т генеральных грузов, опускаемых в трюм с каждого борта с помощью двух грузовых лифтов грузоподъемностью по 1000 кг каждый. За борт судна для подъема груза выкидываются специальные грузовые балки с вылетом на 1,5 м для груза в 350 кг. От расположения на судне 100 т скоропортящихся грузов и рефрижераторной установки, предусмотренных первоначальным проектом, впоследствии отказались. Рефрижераторная фреоновая установка осталась лишь для хранения продуктов ресторана в корме. Противопожарной переборкой (с металлическими дверями во всех коридорах) все помещения судна делятся на две части. Дизель- электроход оборудован мощными противопожарными средствами, его водяная магистраль всегда находится под напором от имеющегося центробежного насоса производительностью 75 м3/час. При испытаниях на борт судна и на его палубы были обрушены десятки тонн воды мощным шквалом из брандспойтов. При тушении автоматически включается второй пожарный насос такой же производительности. Для извещения о пожаре на судне предусмотрена автоматическая пожарная сигнализация. Было испытано воздушно-механическое пенотушение. Противопожарная установка дизель-электрохода выдержала все испытания.

Электролебедками с третьей тентовой шлюпочной палубы весьма быстро спускаются четыре спасательные шлюпки с людьми.

Швартовка судна полностью механизирована; для этого на бортах в нишах установлены четыре электрические швартовные лебедки.

В носовой части на палубе бака вместо традиционного брашпиля установлены два электроручных шпиля, чтобы не стеснять видимость вперед из носового салона. Втяжные якоря Холла на судне весят по 1250 кг каждый (два—в носовой части и один—в корме).

Для отопления и искусственной вентиляции всех помещений дизель-электрохода на нем впервые в СССР установлена система кондиционирования воздуха, предназначенная для поддержания во всех помещениях постоянной температуры воздуха и его влажности. Для этого дизель-электроход имеет в корпусе рядом с машинным отделением так называемую центральную климатическую станцию (ЦКС), оборудованную мощными фреоновыми компрессорами, и по блокам — четыре климатические станции, расположенные на платформе в каждом блоке.

В отопительный сезон воздух будет подогреваться паром от котельной установки, а в летнее время—охлаждаться забортной водой, с гарантированной температурой в каютах +17° С. Приток воздуха в каютах и салонах будет направлен сверху вниз.

На судне предусмотрена бактерицидная установка для очистки питьевой воды. Она снабжена ультрафиолетовыми лампами, обезвреживающими воду. На испытаниях эта установка прошла необходимую проверку.

На дизель-электроходе, помимо трех главных двигателей мощностью 900 э. л. с., в машинном отделении установлены три нереверсивных быстроходных двигателя изготовления завода “Двигатель революции”: два двигателя марки “8Ч 23/30” мощностью по 450 э. а. с. при 750 об/мин, с генераторами переменного тока, напряжением 230 в и один двигатель марки “6Ч 23/30” мощностью 325 э. л. с. при 600 об/мин, спаренный также с генератором переменного тока.

Общая мощность электростанции (вспомогательных двигателей)—800 квт. Кроме того, в машинном отделении установлен еще стояночный агрегат с двигателем 7Д-6 мощностью 100 э. л. с. при 1000 об/мин, а на третьей палубе—аварийный дизель-генератор марки “2МЧ 10,5/13” мощностью 20 э. л. с. при 1500 об/мин, работающий во время аварий для освещения судна и в качестве двигателя дежурного центробежного пожарного насоса производительностыо 38 м3/час.

От этих агрегатов судовой электростанции питаются моторы шпилей, двух компрессоров, насосов, лебедок, лифтов, камбузные плиты, приборы для приготовления пищи в камбузе, стиральная машина, станки в механической мастерской, а также осветительная система и сигнальные огни судна.

В машинном отделении имеется также водотрубный паровой котел КВВ-1 с поверхностью нагрева 55 м2, давлением 5 кг/см2 ,работающий на нефтяном отоплении. Этот котел установлен в специальной выгородке и работает автоматически.

Кроме того, на судне внизу шахты установлены три утилизационных котла поверхностью по 18 м2 каждый для сжигания и утилизации газов от двигателей.

Паровые котлы на дизель-электроходе служат для получения горячей воды, подаваемой в душевые, ванные, умывальники, прачечную и другие помещения, а также для подогрева кондиционированного воздуха во время отопительного сезона.

Дизель-электроход, кроме трех подвесных балансирных рулей, установленных в плоскости гребных винтов, оборудован также двумя подруливающими устройствами (носовым и кормовым).

Каждое подруливающее устройство представляет собой специальную установку в подводной части корпуса, состоящую из внутренней стальной сварной трубы диаметром 690 мм. снабженной двумя задвижками “Лудло” у обшивки, переходящей от одного борта до другого в форме скругленной буквы Z. В средней цилиндрической части трубы каждого подруливающего устройства находится пропеллер реверсивного насоса, приводящийся во вращение от вала двухскоростного электромотора, установленного в отсеке у трубы.

Вал к пропеллеру проходит через стенку трубы и сальник, Подруливающее устройство работает по принципу реактивного действия струи воды, отбрасываемой пропеллером через отверстие при выходе трубы из корпуса.

Мощность каждого мотора на первой скорости 75 квт при 720 об/мин, при этом упор отбрасываемой струи воды равен 1000 кг. На второй скорости— при 965 об/мин мощность мотора - 180 квт—при упоре струи—1500 кг. Эти усилия в четыре раза превышают усилия, возникающие при работе двух гребных винтов “в раздрай”.

При испытании дизель-электрохода было установлено, что судно при работе обоих подруливающих устройств в одну сторону может двигаться параллельно самому себе. т. е. “лагом”; при работе “в раздрай” дизель-электроход на свободной воде легко поворачивается на 180° вокруг средней оси, особенно на второй скорости.

При ходовых испытаниях дизель-электрохода “Ленин” особенно тщательно и подробно проверялись маневренные эксплуатационные качества, весьма важные для речного судна столь больших размеров и парусности при плавании его как на водохранилищах, так и на стесненных речных участках, при подходах к шлюзам и пристаням. Установлено, что сочетание трехвальной гребной установки (с рулями за каждым винтом) и активных подруливающих устройств в носовой и кормовой частях судна с дистанционным управлением главными механизмами из рулевой рубки улучшает маневренные качества дизель-электрохода, которые на испытаниях были определены как весьма хорошие. При швартовке к дебаркадеру пристани “Юрьевец”, расположенной в выемке у берега перпендикулярно к оси водохранилища, дизель-электроход, пользуясь носовым и кормовым

Режим нагрузки % (условно)

Левый винт

Средний винт

Правый винт

Суммарная мощность л.с.

Скорость хода в тихой воде, км/час

Число оборотов nл в минуту

Мощность на валу Nл л.с.

Число оборотов nср в минуту

Мощность на валу Nср л.с.

Число оборотов nпр в минуту

Мощность на валу Nпр л.с.

Ход судна вперед на трех двигателях

25

229

185

219

192

224

182

560

17,4

50

281

372

280

396

280

381

1150

22,1

75

325

593

312

533

315

539

1665

24,55

100

350

723

344

729

350

723

2175

26,1

110

363

801

352

820

358

806

2427

27,2

Ход судна на двух бортовых и одном среднем двигателе

2/3 100

330

705

-

-

325

690

1395

22,7

1/3 100

-

-

300

660

-

-

660

14,6

Ход судна назад на трех двигателях

100

350

685

340

680

340

645

2010

17,5

50

260

231

250

288

230

205

724

8,0

25

155

72

125

101

150

87

260

3,9

подруливающими устройствами, спокойно пришвартовался к однодечному пассажирскому колесному пароходу “Чувашреспублика” мощностью 140 л. с., стоявшему у дебаркадера. Также спокойно дизель-электроход заходил в шлюзы Горьковского водохранилища у г. Городца.

Кроме вышеперечисленных устройств и механизмов, дизель-электроход имеет еще следующие устройства и приборы для управления судном и обслуживания пассажиров: эхолот “Река”, установленный в рулевой рубке. для измерения глубин судового хода от 2,5 до 50 м; радиолокатор “Нептун”, расположенный на тенте перед рулевой рубкой, позволяющий судну плавать в любых метеорологических условиях, даже в тумане; дистанционный пост управления судном в рулевой рубке, состоящий из специального щита-панели, оборудованного приборами, с помощью которых вахтенный начальник без участия машинной команды может управлять судном и проверять правильность выполнения автоматами его распоряжений; управление всеми электромеханизмами осуществляется из поста централизованного управления (ПЦУ), выделенного из машинного отделения на высоте платформы у носовой переборки с застекленными стенками. На этом посту установлены электрощиты от всех двигателей судна с соответствующими приборами. При большой шумности от работы шести мощных двигателей в машинном отделении уровень шума на испытаниях достигал 120—124 децибел, тогда как в главном пульте управления у щитов он не превышал 88—95 децибел. Команде при обслуживании дизель-электрохода необходимо обязательно находиться лишь на этом посту, а не в самом машинном отделении.

Вместо обычного электрического освещения в салонах, ресторане и вестибюлях на дизель-электроходе имеются люстры и светильники люминесцентного освещения с лампами дневного света.

Для экипажа на судне установлен усилительный аппарат двусторонней связи “У-М-50” для передачи команд по судну через специальные аппараты. В каютах и салонах имeeтся трансляционное устройство музыки; на второй палубе в корме установлен мощный динамик типа “Р-10” для передачи музыки на танцплощадку.

Судно оборудовано также телефонами безбатарейной связи для команды.

Для пассажиров имеется телефонная станция обиходной связи с “АТС” на 50 номеров, которая при стоянке судна в любом городе может соединяться с городской телефонной связью; для переговоров на судне имеются телефонные будки с аппаратами.

На судне находятся приемо-передающая радиостанция “ПАРКС-0,08” и аварийная радиостанция “АСП-2”.

Перед капитаном судна и штурманами стоит задача по изучению управления этим судном, оснащенным совершенными приборами судовождения.

Результаты ходовых испытаний, полученные при средней осадке 2,2 м, приведены выше в таблице.

Из таблицы видно, что при полной мощности двигателей дизель-электроход получил устойчивую скорость, превышающую 26 км/час, что на 1 км/час выше проектной скорости, равной 25 км/час. Дизель-электроход на режимных испытаниях свободно обошел в ходу пассажирский теплоход “Добрыня Никитич” мощностью 1200 л. с., пытавшийся даже давать форсировку работы двигателей при его обгоне.

При проверке поворотливости на циркуляции диаметр последней при поворотах только на рулях не превышал двух длин судна, а при включении еще и подруливающего устройства этот диаметр уменьшался до 1 1/2 длины. При этом максимальный угол крена на циркуляции при полной скорости хода не превышал 2,5°.

Испытания судовых устройств: якорного (в носовой и кормовой частях судна), шлюпочного, швартовного и грузового, показали, что они вполне удовлетворяют техническим требованиям, предъявляемым к ним.

Во время испытаний были выявлены недостатки нового судна, обязывающие завод “Красное Сормово” еще доработать ряд узлов. Эти недостатки заключаются в следующем.

Управление рулевым аппаратом из рулевой рубки требует больших усилий. При быстром реверсе гребных моторов “с полного вперед” на “полный назад” из-за больших пусковых моментов останавливаются главные двигатели судна. Необходима установка специально тормозящих реле к аппаратам пуска двигателей. Температура в машинном отделении (при температуре наружного воздуха во время испытаний 25° С)" весьма высока, она достигала 35—52° С, т. е. значительно были превышены санитарные нормы перепада 5—7° С; заводу необходимо усилить вентиляцию машинного отделения и ряда помещений. Слишком силен шум в ряде помещений. К моменту испытаний заводом не были закончены некоторые отделочные работы по судовым помещениям.

Нет сомнения, что завод “Красное Сормово” имени А. А. Жданова устранит выявленные приемной комиссией недостатки, в результате чего будет достигнуто полное взаимодействие в работе всех механизмов, судовых устройств и систем, обусловленное техническим проектом судна.

В навигацию 1959 г. заводом “Красное Сормово” будет сдан второй дизель-электроход этого проекта—”Советский Союз”.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2018 год. | Контактная страница. |