-
Зимовка в речке Казохе. Расположена на правом берегу р. Волги у верхней части г. Кинешмы. Зимовку судов в этом месте удобной признать нельзя, потому что суда осенью становятся на Волге и заводятся в речку уже весною по мере прибыли воды; полезная площадь для вводки судов в речку не велика, может поместиться не более 15 небольших судов, поэтому на зимовку здесь останавливаются только мелкие порожние суда.
-
Зимовка в аванпорте Кинешемской гавани. Расположена на правом берегу р. Волги в нижней части г. Кинешмы, в речке Кинешемке. К устройству этой гавани приступлено было в 1906 году и произведены были только земляные работы выше моста снятием поверхности земли и прорыт канал для протока р. Кинешемки, длиною около 200 сажен и шириною до 4-х аршин. Работы были приостановлены в том же году и до сего времени не возобновлялись. В 1912 году Министерством Путей Сообщения отпущено на оборудование части гавани ниже моста—одного ковша—24.000 рублей. Однако работы производились только земляные по устройству откосов и застилке их камнем, расширение же полезной площади для постановки судов не производилось, а потому устье речки остается в том же естественном положении, в каком было и прежде, если не считать сооруженного прорытием одного ковша по левой стороне р. Кинешемки близ ее устья. В ковше этом может поместиться не боле 5—6 баржей, а в устье речки до моста может поместиться баржей 10—не больше. Судам, оставшимся на зимовку у г. Кинешмы и не попавшим осенью в речку Кинешемку (в ковш), приходится оставаться на Волге, вводиться же в речку Кинешемку следует весною по мере прибыли воды.
-
Затон Кривоозерский. Расположен на левом берегу р. Волги, находится ниже устья р. Унжи против города Юрьевца. Затон вполне защищен от весеннего ледохода; хотя и представляет собою удобную зимовку, но вследствие отклонения русла от коренной луговой Волги к горной стороне, причем остров остается слева от судового хода, груженые суда на большой осадке уже не могут попадать в затон. Наряду с этим следует отметить, что на берегу затона находится лесопильный завод Брандта, к которому пригоняется много леса в плотах, а также постоянно производится погрузка на суда с лесопилки, а потому большая часть затона занимается плотами и судами Брандта. Чтобы попасть в затон, нужно заходить через приверх острова, оставляя его справа, причем ниже приверха дно реки левого берега каменистое; когда здесь был ходовой фарватер, то последний обставлялся бакенами, с переменою же фарватера обстановка в этом месте снята, а поэтому и вход в затон судами без обстановки опасен. Затон этот довольно обширный, поместиться в нем может до 100 судов; глубина его от 10 до 12 четвертей.
-
Затон Сокольский или Монастырский. Распопожен на левом берегу р. Волги в 20 верстах ниже города Юрьевца и в 1 версте выше с. Сокольского. Затон довольно обширный, поместиться в нем может до 200 судов. Вход в затон мелеет, глубина входа 7 четвертей. Затон защищен со стороны Волги Гребыхинским и Сокольским островами, между которыми образовался проран или Гребыхинская воложка. Суда размещаются на зимовку выше прорана, а некоторые остаются зимовать у острова. В Сокольском затоне зимуют пароходы Волжско - Унженского П ва и баржи, груженые хлебом, а также дебаркадеры. Глубина в затоне в отношении к меженнему горизонту водомерного поста (выше ноля 5 четвертей или 40 сотых сажени)— 12 четвертей.
-
Гремячевский затон. Расположен на правом берегу р. Волги и находится выше Пучежа в 3-х верстах. Затон этот стал известен с 1910 года; первым был поставлен в него караван Клюкина. Затон защищен от Волги песчаной высокой косой, порос тальником и вполне безопасен от весеннего ледохода. Длина затона около 300 сажен, средняя ширина 50—60 сажен. Вход в затон удобный, имеет глубину 20—30 четвертей. В нем может поместиться до 20 груженых судов и до 20 порожних, которые могут становиться в устье затона, а весною по прибыли воды уводиться выше ближайшего селения к затону—села Гремячего, находящегося в полуверсте.
-
Зимовка у посада Пучежа. Расположена на правом берегу р. Волги. Суда становятся на зимовку на р. Волге и с весенней прибылью воды вводятся в речку Пушавку, где и сохраняются от волжского ледохода. В речке может поместиться до 20 судов, не поместившиеся суда иногда остаются в Волге у устья речки. В районе Пучежа есть зимовочные места у дер. Марковой и затон Абрашкинский. Оба затона расположены на левом берегу р. Волги: 1-й ниже Пучежа верстах в трех, в Ширмокшанском рукаве, и 2-й—в 7 верстах ниже Пучежа. В этих затонах возможна зимовка только порожних судов – здесь преимущественно ставятся суда местных судовладельцев; суда ставятся на зиму под затонами и вводятся весною по мере прибыли воды.
-
Затон Василевский. Расположен на правом берегу р. Волги в одной версте выше слободы Василевой, отделен от коренной Волги косою, поросшей мелким кустарником; берег со стороны Волги во избежание размыва укреплен фашинником с камнем, а с верхней части или головы затона загражден от ледохода дамбами; в общем затон для зимовки удобный, глубина в затоне считается 12 четвертей, ширина входа в затон около 40—50 сажен, длина затона приблизительно 500—600 сажен, ширина его до 40 сажен. Судя по полезной площади для зимовки, в затон могут поместиться до 60 судов.
Василевский затон служит преимущественно для зимовки землечерпательных машин и пароходов Казанского Округа М. П. С. На правом берегу затона находятся казенные мастерские с механическими приспособлениями и жилыми помещениями для администрации и служебного персонала. Зимующему каравану частных лиц постановка для судов уделяется в ухвостье затона ниже казенного каравана, а весною по мере прибыли воды вводятся выше, следуя за казенными судами.
-
Рахмановский затон (бывший Рахманова) находится на левом берегу р. Волги ниже слободы Василевой в 3-х верстах. В последнее время затон занесло песком и он порос уже кустарником, так что для судоходства он должен считаться потерянным.
-
Затон Меркушевский или Дьяконовский. Расположен в 5 верстах ниже слободы Василевой на правом берегу р. Волги. Затон имет длину сажен 350—400, но довольно узкий —шириной около 20 сажен. Вход в затон удобный и глубокий. Затон этот служит исключительно для зимовки плашкоутов Нижегородского моста р. Оки, так что для посторонних судов места для зимовки не остается.
-
Зимовка у д. Юг. Расположена на правом берегу р. Волги в воложке и находится выше Городца в 6 верстах, у д. Юг, за Югским островом; суда заводятся воложкой снизу и размещаются под песчаной косой правого берега, а весной по прибыли воды зимующий караван от весеннего ледохода вводится в речку Юг.
-
Затон Сологузовский. Расположен на правом берегу Волги выше Городца верстах в 3-х, у дер. Сологузова. Затон защищен со стороны Волги песчаной косой, поросшей кустарником; в общем затон удобный и безопасный, но довольно мало поместительный, вход в него узкий и не глубокий; суда, не вошедшие в затон, становятся на р. Волге у входа в затон и вводятся лишь по мере весенней прибыли воды.
-
Затон Городецкий. Расположен на левом берегу р. Волги у села Городца; затон со стороны Волги защищен высокой песчаной косой, поросшей кустарником. Полезной водной площади для постановки судов имеется около 900 сажен, шириною 15—20 сажен. В навигацию 1912 года в июле вход в затон и в затоне расчищала землечерпательница; глубина доведена до 9--10 четвертей, так что в затоне может поместиться более 100 судов.
-
Линдовский затон. Расположен на левом берегу р. Волги в 10 верстах выше Н.-Новгорода. Затон защищен со стороны Волги довольно высокой песчаной косой, повыше входа в затон впадает речка Линда. Стоянка в затоне во время весеннего ледохода вполне безопасна, но сам по себе затон мало поместительный и в нем зимуют лишь суда Т-ва Н. А. Бугрова, у которого в близком расстоянии находятся мукомольные мельницы, и в последнее время нефтянки Т-ва бр. Нобель.
Затоны от Костромы до Сормова