Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Затоны от Звениговского до устья Камы

  1. Затон Звенигский или Чекуровский. Находится ниже Мариинского посада (Сундыря) в 30 верстах и расположен на левом берегу р. Волги. Название носит от речки Звениги, впадающей в затон. Затон отделен от Волги песчаной косой, поросшей мелким кустарником и вполне безопасный от весеннего ледохода. Длина затона до 1000 сажен и ширина 60—80 сажен, может вместить более 100 судов; вход в затон узкий, имеет глубину 12 четвертей; он заносится со стороны Волги песком. В навигацию 1912 года, когда расчищали Чекуровский перекат и вынутый землечерпательницей песок, первоначально откладывали на осередок, а затем впоследствии отвозили в шаландах к затонному ухвостью, произошло засорение и сужение входа в затон. Глубина в затоне 15—16 четвертей. Затонные строения на берегу для конторы, служащих и рабочих, а также и механический завод были оборудованы в начале шестидесятых годов пароходством Шиповых, впоследствии тут же были построены 0-м "Дружина" больница, с постоянным фельдшером, баня, школа и церковь; оборудование это О-ву обошлось до полумиллиона рублей. Постройки возведены были на арендованной земле с платою по 250 р. в год. Затоном этим О-во „Дружина" пользовалось около 50 лет. В затоне кроме ремонта строились обществом баржи и пароходы как для своего пароходства, так и по заказам. В этом затоне и мастерских в течение почти каждой зимы находилось рабочих и мастеровых от О-ва „Дружина" 500-700 человек; многие из мастеровых построили себе здесь домики и жили круглый год с семействами; невдалеке от затона к Волге много построено дачных помещений, которые существуют и теперь. В общем местность эта представляет собою поселок почти с тысячным населением. Впоследствии О-м „Дружина" были возведены каменные здания для механического завода, литейной и лесопилки и для удобства служащих, мастеровых и рабочих было открыто торговое помещение, где служащие имели возможность получать все жизненные продукты: cъестныe припасы, мануфактурные, галантерейные и винные товары. В 1907 году Общество „Дружина" ликвидировало свои дела, а в 1908 году все строения, механический завод, остатки, лом железа и проч. были проданы на слом за 26 тысяч рублей, После продажи все почти постройки кроме лесопилки уничтожены были пожаром. После пожара в затоне вновь построен был небольшой механически завод бывшим механиком О-ва Николаевым в компании с Зининым, существующей, как и лесопилка, и теперь.

  2. Кабачищинский затон (или Паратский). Расположен на левом берегу р. Волги у дер. Кабачищ против села Вязовых. Отделен от коренной Волги высокой песчаной длинной косой, вполне защищающей зимующий в затоне караван от весеннего ледохода. Длина затона около 2000 сажен, ширина 40—50 сажен, глубина 12—14 четвертей, а в некоторых местах доходит до 20 четвертей. Вход в затон имеет ширину около 30 сажен. В верховьи затона находится завод Французского О-ва; рядом с ним расположены ремонтные мастерские Казанского Округа М. П. С, а далее зимовки частных лиц.В настоящее время, в связи с постройкой О-вом Московско-Казанской ж. д. моста через р. Волгу у с. Вязовых, от левого берега р. Волги устраивается земляная насыпь в виде плотины на протяжении почти 2-х верст. Насыпь эта прошла через затон и разделила его на две части. Чтобы дать возможность судам попадать с Волги в верхнюю часть затона, железной дорогой предположено устройство канала, посредством которого будет соединена верхняя часть загона с Волгою к тому месту, где расположен Французский завод и мастерские Казанского Округа, а также зимовочные постройки Любимова, Никитина и др. Однако, будет ли действительно устроен этот канал, с уверенностью сказать нельзя, так как завод Французского О-ва ликвидирует свое дело, продавая постройки по частям, а Правление Казанского Округа М. П. С. за перенос казенных мастерских и жилых помещений получает от железной дороги вознаграждение около 200 т. рублей, без устройства канала; верхняя часть затона окончательно будет закрыта и, по-видимому, взамен ее в настоящее время, наряду с работами по устройству канала, производятся работы по уширению нижней части затона.

  3. Затон Арахчинский (и Красногорский). Расположен на левом берегу р. Волги у дер. Арахчино и находится выше Казани верстах в 5. Устье затона против дер. Печищ, затон отделен от Волги песчаной косой, поросшей кустарником, с приверха защищен высокими дамбами, имеет длину до 3-х верст. Нижняя часть затона называется Арахчинским затоном и находится против деревни Арахчино, а верхняя Красногорским, потому что находится у с. Красногорска. Вход в затон узкий, глубина 9 четвертей. Такая же глубина и в затоне. Как вход, так отчасти и самый затон, прочищены землечерпательницей, вообще вход в затон требует ежегодной расчистки землечерпанием. Зимовка судов в Арахчинском и Красногорском затонах от весеннего ледохода вполне безопасна. В затоне могут поместиться до 150 судов. На левом берегу затона находятся постоянные помещения, принадлежащие разным пароходовладельцам. Кроме того счетом пароходовладельца Землянова здесь построен дом для училища.

  4. Зимовка у с.Верхнего Услона. Расположена у правого берега р. Волги при селе В. Услон. Зимовку судов здесь удобной и безопасной считать нельзя, потому что зимующие суда во время ледохода ничем не защищены. Укрываются только за рынком горы или по прибыли воды весною спускаются ниже в Услонскую воложку к дер. Пахотной, а потому в В. Услоне можно ставить только порожние суда.

  5. 3атон Нижне-Услонский. Расположен на правом берегу р. Волги у с. Н. Услона ниже Казани в 8 верстах. Затон отделен от Волги высокой косой, заросшей мелким кустарником. Вход в затон довольно широкий, но не так глубок: —8- 9 четвертей. Вообще затон не очень удобный, маловместительный, но в верхней своей части безопасный от весеннего ледохода. В нем ежегодно становится на зимовку до 25-30 пароходов и столько же баржей. Если этот затон расчистить землечерпательницей до глубины хотя бы 12 четвертей, тогда бы в него можно было бы ставить на зимовку не только одни пароходы и порожние суда, но и груженые.

  6. Затон Соляная Воложка. Расположен на левом берегу р. Волги против с. Ташевки, в 20 верстах ниже Казани. Затон этот представляет собою поместительную и удобную зимовку для груженых судов, ширина затона 70—80 сажен, длина до 500 сажен. Вход в затон чрез песчаную косу каналом, ежегодно прорываемый землечерпательницами, глубина затона 15 — 25 четвертей, вход в затон не широкий, всего лишь около 20 саж. Затон поместительный и удобный, вполне защищенный от весеннего ледохода. В нем может поместиться приблизительно от 150 до 200 груженых и порожних судов. В этот затон становится на зимовку исключительно нефтяной караван. Неудобством затона является то, что вход в него заносится песком, а потому требует ежегодной расчистки землечерпанием.

  7. Затон Старое Устье р. Камы находится в 4-х верстах ниже устья р. Камы на левом берегу Волги, отделенный от нее островом; представляет собою обширную водную площадь шириною до 50-ти сажен и более, длиною около 3-х верст; глубина от 12 до 14 четвертей и более, вход в затон удобный и глубокий. В очень высокую воду в него может попадать лед из р. Камы. В нем может поместиться до 40 груженых судов. На левом берегу расположено несколько жилых помещений и куреней. Ближайшее селение к затону город Спасск, он находится от затона в 10 верстах.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2018 год. | Контактная страница. |