- 41 - этот не привился, за недостаточностью силы течения. Коноводные машины строились преимущественно на Каме. С развитием буксирного пароходства коноводные машины быстро стали исчезать. К 1856 г число их уменьшилось на половину, а к навигации 1871 года осталось только три. Что касается обыкновенных судов, то в 30 годах только на Волге считалось их до 15 тыс. (включая, конечно, и мелкие лодки). Только в одном Рыбинске грузилось в 1835 г. 7500 судов. С такою быстротой росло число плававших на Волге свыше 15 тысяч судов, а в 1857 г. грузившихся было 24 тысячи, разной конструкции (из чих до 3 т. выше Рыбинска). Во всем же волжском бассейне грузилось в 1857 г. 31047 судов, 2386 плотов и 2767 лесных гонок. Построено на Волге и притоках в 1854 г. 8723 судна, из коих 1420 маломерных лодок. Суда, отправлявшиеся с низовых пристаней, не ходили до Рыбинска, а только шли до Нижнего. Против течения шли приблизительно: от Астрахани до Нижнего 2 и 3 месяца, от Нижнего до Рыбинска 3 и 31/2 недели, а отсюда до Твери, бечевою, в 20 дней. Всего Волгу проходили, вверх, от 3 до 4 месяцев. Вниз по Волге плыли: от Твери до Рыбинска 3 дня, от Рыбинска до Нижнего — 10 дней, отсюда до Астрахани — 30 дней: следовательно, 3000 вёрст совершали в 43 дня. Расшивы и клядные суда спускались на парусах, при попутном ветре, а другие на вёслах, шестах пли на рысковых якорях. Рысковой якорь с канатом вывозили ближе к берегу, под которым шли, и здесь бросали его, а канат укрепляли на судне; последние силою течения отрыскивало вниз, направляемое рулем; затем якорь выхаживали и снова начинали туже процедуру. Легко представить себе, как медленно подвигалось судно. При употреблении завозных якорей, на которых шли против течения, требовалось большое число людей; на крупных судах две-три сотни бурлаков, а на мелких от 20 до 100. До введения паровых буксиров, закон обязывал |