Пройдя Онежским каналом, вступаем в устье реки Вытегры. Река Вытегра, текущая с юга на север, естественно судоходна только на 18 верст вверх от впадения её в Онежское озеро, или на 10 верст от Онежского канала, и имеет глубину от 6 до 30 футов; далее же, на расстоянии 57 верст, р. Вытегра искусственно судоходна и до построения на этом расстоянии шлюзов и плотин, Вытегра, по причине быстроты её течения и порожистого дна, не представляла никакой возможности для судоходства (Общее падение реки Вытегры на расстоянии 75 верст — 210 фут; а на одну версту 2,8 фута) . Другая речка-Ковжа, текущая с севера на юг и впадающая в Белое озеро, также естественно судоходна от устья вверх только на 38 верст и имеет глубину от 6 до 18 футов; но далее, на расстоянии 34 верст, река искусственно судоходна, имея устроенные на на ней шлюзы. Обе эти реки, Вытегра и Ковжа, соединены каналом, длиною в 9 верст, названным Мариинским; канал начат в 1799, кончен в 1810 году. От этого канала и все водное сообщение получило название Мариинской системы. Шлюзованная часть Мариинской системы заключается между шлюзом Св. Сергия на р. Вытегре (у города Вытегры) и шлюзом Св. Константина на реке Ковже. Расстояние между этими двумя крайними шлюзами 100 верст. Намереваясь пройти шлюзованною частью Мариинской системы, должно обратить внимание не только на осадку судна, которая здесь допускается от 7 до 10 четвертей, или от 4 до 5¾ футов; но должно не упустить из виду еще то, что наименьшая длина камор в некоторых шлюзах, куда вводятся и запираются суда, не более 14 саженей или 98 футов, а ширина камор до 4 саженей или 28 футов. Число же каморных шлюзов по Мариинской системе 34. В настоящее время предпринято удлинить некоторые наименьшие шлюзы Мариинской системой так, чтобы каждая камора |