Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

Судоходство по Медведице началось недавно. Назад тому 27 лет в первый раз плыли по ней барки, невиданные там прежде, и привлекали на берег толпы любопытных; на них смотрели едва ли не с таким же удивлением, как на эскадру Христофора Колумба, появившуюся некогда перед глазами изумленных островитян.

До 1831 года никто не знал, что река эта, через которую в летнее время переезжают в брод, могла быть судоходна. Но когда первые барки вышли в Дон благополучно, и на следующий год повторилось тоже самое, то количество барок стало увеличиваться с каждой весной, так что теперь в иной год Медведица приносит в Дон с полой водой более ста судов, нагруженных пшеницей-гарновкои и белотуркой, льняным семенем, ржаной мукой и овсом.

Первым медведицким судопромышленником, отважившимся на сплав барок в Дон, был казак Шейкин; за ним остается слава открытия медведицкoго пути, как за купцом Превратухиным-хоперского.

Один промышленник недавно говорил:

“Нас спрашивают: сколько барок ходит по Медведице и по Дону, - и с чем?

“Правда, много ходит, больше все с хлебом.

“Да дело не в том, сколько их ходит,- потому мы 6ы на каждую казенную версту по посудине справили, и в хлебе недостатку бы не было, если запрос будет.

“А меня бы спросили, как они ходят.

“Сила не в том, сколько грузу выбежало в Дон да к Ростову прибыло, а в том, сколько его не выбежало сколько убито барок да затоплено как по Медведице, так и и по Дону, и отчего. Вот о чем спроси меня.

“Да, рассказал бы я, как там бурлак бедствует, да сколько его мрет, тонет, а иной раз и без вести пропадает- сколько вот его снастьми да урезами перебьют, каково житье бурлака и каков заработок,-того никто не спросит, потому что оно в статистику не йдет”.

Нет сомнения, что это самая важная сторона ; а с ней мы всего менее знакомы (Всеми сведениями, сообщаемыми в этой статье, мы обязаны А. Л. Мордовцеву, в продолжении нескольких лет изучавшему на месте судоходство по Дону и Медведице).



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2018 год. | Контактная страница. |