Судоходство по Медведице началось недавно. Назад тому 27 лет в первый раз плыли по ней барки, невиданные там прежде, и привлекали на берег толпы любопытных; на них смотрели едва ли не с таким же удивлением, как на эскадру Христофора Колумба, появившуюся некогда перед глазами изумленных островитян.
До 1831 года никто не знал, что река эта, через которую в летнее время переезжают в брод, могла быть судоходна. Но когда первые барки вышли в Дон благополучно, и на следующий год повторилось тоже самое, то количество барок стало увеличиваться с каждой весной, так что теперь в иной год Медведица приносит в Дон с полой водой более ста судов, нагруженных пшеницей-гарновкои и белотуркой, льняным семенем, ржаной мукой и овсом.
Первым медведицким судопромышленником, отважившимся на сплав барок в Дон, был казак Шейкин; за ним остается слава открытия медведицкoго пути, как за купцом Превратухиным-хоперского.
Один промышленник недавно говорил:
“Нас спрашивают: сколько барок ходит по Медведице и по Дону, - и с чем?
“Правда, много ходит, больше все с хлебом.
“Да дело не в том, сколько их ходит,- потому мы 6ы на каждую казенную версту по посудине справили, и в хлебе недостатку бы не было, если запрос будет.
“А меня бы спросили, как они ходят.
“Сила не в том, сколько грузу выбежало в Дон да к Ростову прибыло, а в том, сколько его не выбежало сколько убито барок да затоплено как по Медведице, так и и по Дону, и отчего. Вот о чем спроси меня.
“Да, рассказал бы я, как там бурлак бедствует, да сколько его мрет, тонет, а иной раз и без вести пропадает- сколько вот его снастьми да урезами перебьют, каково житье бурлака и каков заработок,-того никто не спросит, потому что оно в статистику не йдет”.
Нет сомнения, что это самая важная сторона ; а с ней мы всего менее знакомы (Всеми сведениями, сообщаемыми в этой статье, мы обязаны А. Л. Мордовцеву, в продолжении нескольких лет изучавшему на месте судоходство по Дону и Медведице).