Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

VI.

Настает время сплава. Приступают к оснастке барок и погрузке хлеба.

Барка снабжается двумя канатами, длиною каждый в 120 сажень и весом до 25 пудов; в отрубе они имеют около двух вершков. К канатам даются еще два уреза, весом до 15 пудов каждый, а длины до 120 сажень. Канаты употребляются для чалки барок, а урезы, по своей легкости и большому удобству, служат вместо каната во время хода посудины. Когда нет никакой возможности угрестись ни веслами, ни греблей от проноса, карчи, яра нли косы, тогда урезы набираются в лодку, в которую садятся рабочие вместе с концом уреза выбегают на противоположный от карчи или другого опасного места берег, если не встретят ближе берега дерево, за иоторое могут замотать урез; но если нет ни дерева, ни пня, то они выскакивают на берег и запахивают в землю сошило. Сошилом называется трехсаженный дрюк, с острою железною оконечностью; на аршин от железного конца или более вдалбливается в сошило деревянная перекрестка, на которую и надевается наскоро сделанная из уреза петля. Затем сошило впахивают в землю, и рабочие хватаются за копец уреза, который намотан на сошило; другой конец остается на барже и накидывается на два задние ухвата, на которых, смотря по быстроте течения и бегу посудины к опасному месту, и стараются сдерживать барку: вследствие этого посудина дает рыск в противную сторону от карчи, а на урезе проходит опасное место. Это называется травить урез. Травка производится помощником; смотря по надобности, помощник отпускает по немногу часть уреза, особенно когда он слишком сильно натянут, и до тех пор травит, пока не будет обойдено опасное место. Но когда барка “отрыскнула”, урез с берега “отдается”, то-есть несколько попускается, и рабочие, скинув наконец петлю с сошила, бросают урез в воду, садятся в лодку и спешат к барке; урез затем втаскивается на барку.

Урез употребляется каждодневно, где только сомнительные места, карчи, рынки (часть яра, находящаяся еще под водою) и огрудки, то-есть небольшие подводные островки.

Канаты употребляются уже не для того, чтоб направить барку в известное место и отвлечь от другого, чтобы барка, как говорится, “дала рыск”, а чтобы совершенно оставовить ее, учалить на ночь или во время бури. Здесь рабочие действуют точно таким же образом, как и нри выносе уреза на берег; набирают канат в лодку, берут сошило, и если на берегу не встретится надежного дерева или пня для чалки, запахивают сошило в землю, заматывая вовруг него конец каната. При быстром ходе барки, канат мгновенно натягивается и сошило, вбитое в землю, пропахивает иногда по берегу аршина по два и по три, пока наконец не войдет глубоко в землю. Запахиванье сошила с канатом чрезвычайно опасно: иногда оно попадает на камень, не выдерживает тяги каната и быстро взлетает на воздух, убивая рабочих, которые его всаживали в землю; иногда сошило ломается от напряжения каната, увлекает бурлаков с собой в воду или убивает быстро разматывающимся концом каната. Бывает и такая опасность: обматывая канат около дерева, не успевают достаточно закрепить его, и тогда оставшийся в руках чальщиков конец его начинает быстро разматываться; рабочие не в силах удержать его, и-бросают... Он начинает разматываться с неимоверной скоростью, и тот погиб, кого он заденет; здесь можно быть убитым до смерти, лишиться руки, ноги.-В то время, когда чальщики запахивают сошило на берегу, на барке производится травка каната помощью двух человек: канат замотан за ухват, и рабочие, уступая быстрому ходу барки, попускают часть каната, удерживая его, сколько возможно, и таким образом удерживают барку. Здесь также много опасностей: от неуспешной травки могуг убить другую барку, посадить свою на мель, подорвать снасти; иногда бывает и так. что от дурной укладки каната (его укладывают на палубе кольцами) кольца перемешиваются, могут опоясать рабочего и оторвать у него руку, ногу, или перервать на двое.

Во время травки каната трение бывает так сильно, что необходимо поливать водою ухват, чтоб снасти не загорелись. Ухват нагревается в это время так, что к нему нельзя дотронутся: если его не поливать водою, то может произойти пожар. В прошлом году сгорела таким образом барка у купца Кошкина.

Чтобн смирить барку, то-есть совершенно остановить, приходится вытравить каната сажень до 60; на быстрине же выходит каната полтора в травке и больше.

Когда барки убраны и оснащены, тотчас начинают погрузку. С берега на барку устраиваются потопчины иии сходни, по которым носят и катают мешки и кули. Одни из рабочих вкатывают, а другие укладывают в мурье. В мурье прежде всего делается из кулей по бокам барки опушка; потом застилается первый ряд кулями; затем накладывают другую опушку и другой ряд, потом третью опушку и третий ряд, и т. д., пока барка не получит полного груза. На средину барки кладется более кулей, чтобы своей тяжестью они одавливали ее. Это делается для того, чтобы вода свободнее скатывалась к середине барки, к льялу, откуда ее водоливы вычерпывают плицами. При грузке хлеба не наблюдается никакого особенного порядка: кладут под-ряд и лен, и пшеницу, и муку-что удобнее.

Опушка делается не вплоть к стенкам барки, а оставляется небольшой проход между сложенным хлебом и стенами, на столько, чтобы человек мог свободно ходить там с фонарем и осматривать всю барку кругом: не открылась ли течь, не подмокает ли поклажа и т. д.

По нагрузке, люки закрываются лубом. Тогда барка может уже и в дорогу отправляться.

При 18 саженях длины, 13 аршинах ширины и при шести четвертях осадки медведицкая барка поднимает от 13 до 14 тысяч пудов клади; барка, имеющая 20-21 саж. длины и 15 аршин ширины, при шести же четвертях осадки, поднимает груза от 17 до 20 тысяч пудов - это почти норма при хорошей воде.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2018 год. | Контактная страница. |