Устав Пароходного Общества "по Волге" был высочайше утвержден 7 сентября 1843 года, но до конца 1850-х гг. общество не занималось перевозками пассажиров, а вся его деятельность была направлена на приобретение буксиров и организацию с их помощью грузовых перевозок.
Первые однопалубные, предназначенные в основном для перевозки пассажиров, а также небольшого количества грузов, пароходы общества - Царь и Царица - были заказаны и построены в Англии, на заводе Ревенгиль и Самюда, в Попларе (Эссекс), и введены в эксплуатацию в 1859г. Пароходы обслуживали пассажирскую линию Казань - Астрахань: от Казани до Астрахани можно было доехать в 1-ом классе за 32 руб., за 21 руб. – во втором, а поездка в третьем классе стоила 10 руб. 50 коп. Пароходы Царь и Царица предоставляли большие по сравнению с первыми пассажирскими волжскими пароходами, такими как пароходы общества "Самолет", удобства для пассажиров. Первый класс у них уже почти полностью располагался на палубе, а не в корпусе, для пассажиров второго класса была в корме устроена особая рубка. На верхней палубе для командира и лоцманов была установлена штурвальная рубка и был устроен мостик для прогулки пассажиров. Для перевозки грузов на пароходах имелись небольшие по размерам - грузоподъемность судов не превышала 5 – 7 тыс. пудов (80-114 т) - товарные трюмы.
Там же в Англии, на заводе Ревенгиль и Самюда, в Попларе (Эссекс), были построены еще четыре пассажирских парохода, однотипные с построенными ранее: Царевич (построен в 1860 г.), Царевна (1862 г.), Князь и Княгиня (1863 г.).
В 1863 г. общество "по Волге" открыло прямое сообщение от Нижнего Новгорода до Астрахани. Стоимость проезда от Нижнего до Астрахани на этой линии на пароходах общества установилась в 1866г.: для 1-ого класса – 35 руб., для II класса – 23 руб и 10 руб. для III класса, и не менялась до 1885 года.
В 1867 г. был введен в эксплуатацию построенный на заводе Андерсона и Самюда большой пассажирский пароход Государь размерами 220'x24'x9' (67.1 х 7.3 х 2.75 м), а в1869 г. однотипный с ним пароход Государыня, построенный на том же заводе.
В течение 1870-х гг. общество "по Волге" не построило ни одного парохода, а в начале 1880-х, испытывая трудности в области организации грузовых перевозок, вследствие большой конкуренции со стороны других пароходств, особенно усилившейся вследствие неблагоприятных внешних обстоятельств (неурожай в Поволжье и мелководье) сократило свой буксирный флот и основное свое внимание обратило на пасажирские перевозки. Буксиры Кама, Ока и Ахтуба были проданы, а буксир Москва, построеный в 1859г. в Англии, на заводе Ревенгиль и Самюда, в Попларе (Эссекс), в 1880 г. был переделан в пассажирский двухпалубный, или как тогда говорили "американского" типа, пароход Император.
О пароходах "американского" типа:
На товаро-пассажирском двухпалубном пароходе "американского" типа при "классической" компоновке часть трюма и нижняя палуба использовались исключительно для размещения и перевозки груза. Для перевозки пассажиров, разделенных на три класса, использовалась верхняя палуба. Впоследствии, вследствие необходимости осуществлять массовые перевозки пассажиров, эта компоновка в ряде случаев была изменена: на верхней палубе размещались каюты пассажиров I-ого и II-классов и общая гостиная-столовая, пассажиры третьего класса переместились в носовую часть нижней палубы, и, вдобавок, появился четвертый класс –"артельные" пассажиры, размещавшиеся в остальных помещениях нижней палубы.
В 1883 г. за границей обществом был построен пароход Императрица. Кроме того, в1880-е годы общество "по Волге" осуществило капитальный ремонт ряда своих судов, причем в результате модернизации пароходы Государь и Государыня фактически были построены заново и стали двухпалубными, у других в результате ремонта были заменены котлы (на семи пароходах) и машины (на двух пароходах). К середине 80-х годов в составе флота общества было десять пассажирских пароходов: Царь, Царица, Царевич, Царевна, Князь, Княгиня, Государь, Государыня, Император и Императрица, причем четыре последних были "американского" типа.
В 1891 г. общество выпустило в плавание два новых парохода – Боярин и Боярыня, построенных на Мотовилихинском заводе в Перми. Суда были совершенно однотипными и имели роскошную отделку. Они имели размеры 285'x54'x9' 4" (88 х 16.5 х 2.85 м) и были оснащены машинами тройного расширения большой мощности по 250 номин. и по 1000 индик. сил. Однако они оказались невыгодными с коммерческой точки зрения, поскольку обладали сравнительно малой грузоподъемностью (не больше 12 тыс пудов – 196.5 т), что было следствием неудачной конструкции корпуса с очень острыми образованиями носа и кормы.
В 1896 г. Сормовский завод по заказу общества построил пароходы низового плеса: Император Николай II и Императрица Александра, размерами в 280'x30'6''x10'9" (85 х 9.3 х 3.28 м) и грузоподъемностью по 22 тыс. пудов (360 т), с машинами – первый четверного и второй тройного расширения, мощностью по 250 номин. и по 1000 индик. сил, Эти пароходы выступали в качестве экспонатов, представленных заводом в 1896г. на проводившейся в Нижнем Новгороде XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке, и первыми среди волжких пароходов имели электрическое освещение.
Для этих пароходов впервые была нарушена традиция, которой общество "по Волге" до 1986 года следовало неукоснительно при выборе имен для своих пассажирских пароходов, а именно: в качестве имен использовались слова, обозначавшие социальное, как правило довольно высокое, положение человека в обществе. При этом имена получались парные, в зависимости от того, кто занимал соотвествующее положение в обществе - мужчина или женщина.
В 1899 г. Сормовский завод построил для общества "по Волге" 5 пароходов: (новые) Царь и Царица, в 265'x30'x10'8" (80.7 х 91.4 х 3.25 метров) и 10'6" (3.2 метра), с машинами тройного расширения по 250 номин. и 900 индик.сил, поднимавшие до 18 тыс. пудов (295 т), а также Князь и Княгиня и (новая) Императрица, одинаковых размеров, мощности и грузоподъемности с пароходами Император Николай II и Императрица Александра.
В течение 1890-х общество осуществляло также модернизацию своих старых пароходов в результате чего на шести пароходах были заменены котлы, а на одном, кроме того, была заменена и паровая машина.
В 1901 г. общество ввело в эксплуатацию пароход Самодержец, размерами в 280' x 30' x 10'6" (85.3 х 9.15 х 3.2 м), с машиной тройного расширения в 900 инд. сил, а в 1902 г. – пароход Крестьянка, имевший размеры 203' x 23' x 8' (62 х 7 х 2.5 м), с паровой машиной Compound в 75 номин. сил, построенный на заводе Яковлева.
Решив распространить свою деятельность, сосредоточенную до 1900 гг. исключительно на линии Нижний – Астрахань, и на средний плес от Рыбинска до Нижнего, общество "по Волге" заказало Сормовскому заводу сразу четыре однотипных парохода: Княжна, Боярышня, Дворянка и Гражданка, которые и были выпущены в 1904 году. Пароходы имели размеры по 216' x 25' x 8' 2" (66 х 7.6 х 2.5 м), и на них были установлены паровые машины Compound по 100 номин. сил.
В том же 1904 году для общества "по Волге" был построен еще один новый пароход – Граф - для низового плеса Волги. Судно имело размеры в 280' x 30'6" x 10' 6" (85 х 9.3 х 3.2 м) и было оборудовано паровой машиной тройного расширения в 900 индик. сил. За образец при создании парохода Граф были взяты пароходы-экспонаты Император Николай II и Императрица Александра, но при использовании более скромной внутренней отделки. Судно явилось одним из лучших товаро-пасажирских пароходов на Волге и после его эксплуатации в течение нескольких навигаций, общество в 1908 г. заказало Сормовскому заводу еще 4 парохода по образцу Графа, первый из которых - Графиня - вышел на Волгу в 1909 г.
К навигации 1910 г. был готов второй пароход – Гражданин, наконец в 1912 г. поступили в плавание два остальные – и последние из пароходов, построенных по заказу общества "по Волге", – Баян и Витязь, все с машинами тройного расширения.
С выходом в плавание всех новых пароходов общество "по Волге" открыло вторую товаро-пассажирскую линию между Нижним – Новгородом и Самарой.
В 1914 году общество "по Волге" прекратило свое самостоятельное существование, фактически перейдя под контроль общества "Мазут, поскольку не смогло справиться с финансовыми затруднениями, вызванными строительством новых пароходов и общими проблемами судоходства. Несмотря на это, пассажирские перевозки какое-то время еще осуществлялись под старой фирменной маркой.
Публикация подготовлена по материалам книги И.А. Шубина "Волга и волжское судоходство", "Очерка 50-летней деятельности о-ва "по Волге" и журналов "Русское судоходство" и "Волжское судоходство".