Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
small logo
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Места постройки/ремонта судов Судовладельцы Районы плавания

Урал - пассажирский теплоход


Построен в 1911 году. Место постройки - Коломна, завод Струве.
Владелец (в 1911-1916 г.г.) - Иван Любимов и К°, акционерное общество

Технические характеристикиСкорость - около 19 верст/час (против течения).
Мощность двигателя - 800 (400 х 2) д.л.с при 240 оборотах в минуту.
Груподъемность - 30 000 пудов (при осадке в 5'3").
Осадка - 3'3" (порожнем с запасом топлива на 1 сутки), 5'3" (при загрузке 30 000 пудов).
Корпус судна имеет следующие размеры: длина по ватерлинии - 270', ширина по миделю - 28'. В качестве главных судовых механизмов установлены два четырехцилиндровых двигателя Дизеля общей мощностью 800 д.л.с. при 240 оборотах в минуту. Размеры двигателей: диаметр цилиндров - 410 мм, ход поршня - 560 мм.


Фотография из книги И.А. Шубина "Волга и волжское судоходство"

Факты истории судна:

Постройка пассажирского колесного теплохода «Урал» осуществлялась по заказу акционерного общества Иван Любимовъ и К° на Коломенском заводе. Стоимость заказа, который предполагалось выполнить к началу навигации 1911 года, составляла 285000 р. Параллельно с постройкой «Урала» на Коломенском заводе выполнялся заказ общества «Кавказ и Меркурий», в соответствии с которым для Волги за 320.000руб. к 1 июля того же года строился винтовой товаро-пассажирский теплоход, первый в знаменитой серии теплоходов общества, получивший название «Бородино».

Движение теплохода «Урал» к Волге началось весной 1911 года: вначале он был на буксире (поскольку машины ещё не были готовы) отведен одним буксиром по Оке от Коломны до Дедновского переката, потом другой привел его в Рязань. Оттуда, в связи с начинавшимся обмелением Оки, 9 мая теплоход был спущен до Мурома. По мнению механика о-ва Ив. Любимов и К° И.П. Тэта состояние теплохода «Урал» к тому времени позволяло надеяться на то, он готов будет к испытанию и приемке приблизительно через неделю.

В ходе испытаний «Урал» совершил в Нижнем Новгороде пять рейсов от ромодановского вокзала до Новинок, при чем производилась работа машины на задний и передний ход. За 7 часов теплоход сжег 35 пудов нефти и 24 фунта ушло на смазку. Скорость была развита, 35½ оборотов в минуту.

Затем теплоход «Урал» вновь быль подвергнут испытаниям. На теплоход в нижние трюмы загрузили 20 000 пудов (1250 т) хлеба (при этом часть трюмов осталась незаполненной), палуба не загружалась. Осадка получилась менее 9 четвертей. Теплоход отошел от Н.-Новгорода в 5 часов вечера и в 6 часов 15 минут подошел к Великому Врагу, двигаясь вниз по течению со скоростью 23 версты в час. Для сравнения тряски теплохода и шума от машин, находившиеся на «Урале» пересели на шедший к Нижнему Mepкурьевский пароход —«Император Александр II». Тряска на пароходе оказалась сильнее, чем на «Урале». Несмотря ни то, что «Александр II» считается по ходу одним из лучших и на нем было клади всего 8000 пуд. «Урал» всё время следовал за ним, отставши около Моховых гор, где "Александр II” остановился для погрузки нефти, всего на 1-1½вер. Теплоход делал по 18 верст в час вверх no течению, даже не при полном ходе.

В июле 1911 года «Урал» совершил свой первый рейс с пассажирами от Перми до Нижнего Новгорода, по случаю которого в Сарапульской газете «Прикамская жизнь» было размещено следующее объявление:

Как и было обещано, «Урал» пришел в Сарапул 22-ого июля в 8 часов вечера и простоял у пристани минут 10-15. Пассажиров на теплоходе было мало, и их путешествие оказалось не очень комфортным, поскольку выходить на палубу было практически невозможно из-за сильного дыма и постоянного удушливого запаха нефти. И по отзывам тех же плывших на теплоходе пассажиров, «Урал», несмотря на то, что был построен по типу колёсных легко-пассажирских пароходов, проигрывает им в скорости хода.

В ходе своего первого рейса теплоходом «Урал» сожжено нефти 1567 пуд. Обычно пароход в рейс Нижний-Пермь и обратно сжигает 4200 — 4300 пуд.

Несмотря на очевидное преимущество «Урала» в отношении экономии топлива перед пароходами в целом конструкция теплохода получилась неудачной, да и судьба его сложилась не лучшим образом. Вот что пишет по этому поводу И.А Шубин в своей книге «Волга и Волжское пароходство»:

«Постройка «Урала» вышла неудачной. Главным недостатком её была большая сложность механизмов, так как при применении двигателей Дизеля к колесным судам неизбежна зубчатая передача силы от двигателя на вал (посредством ряда шестерен).Механизм это постоянно ломался и судно бесконечно ремонтировалось, пока в 1916 г. не погибло около Перми от взрыва, произошедшего в машинном отделении от неизвестной причины.»



Районы плавания:
- Бассейн Каспийского моря - Плавал с 1911 по 1916 год.
- Волга - 1911-1916г.г. В 1911 году плавал от Перми до Нижнего Новгорода
- Кама - 1911-1916г.г. В 1911 году плавал от Перми до Нижнего Новгорода

Источники информации:
- Приложение к журналу "Теплоходъ" за 1911 год
- И.А. Шубин, "Волга и волжское судоходство"
- газета "Прикамская жизнь", 1911 год - Материалы предоставлены Сергеем Жилиным.
| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2018 год. | Контактная страница. |