В одном из последних номеров «Правител. Вестника» помещены небезынтересные сведения о состоянии речного судостроения в России. Оказывается, что из всех пароходов, совершающих рейсы по нашим рекам, построенных в России считается 61%, а построенных за границею 31% (остальные неизвестного происхождения). Если прибавить к этому, что пароходы несут службу очень продолжительное время, то станет понятным, почему их число значительно, хотя их строится вновь внутри России очень немного. Названная статья сообщает, что в 1880-81 гг. их строилось средним числом 3,5, на 81 т. р. в год. Правда, в три предшествовавшие периода их сооружалось больше, но наибольшее их число все-таки не превышало 8,4, на 436 т. р. в год (в 1865-69 гг.). Теперь сооружение новых пароходов уменьшилось потому, что и между существующими идет сильная конкуренция. О сокращении постройки новых пароходов свидетельствуют и частные сведения, напр. о деятельности известного Сормовского завода наследников Бенардаки. Пароходостроение в Сормове приходит в упадок: в первые 30 лет существования завода на нем, средним числом, строилось в год 2,53 парохода, тогда как с 1880 года строится только по одному. Пароходы, строящиеся для рейсов по нашим рекам, принадлежат к разнообразным типам, сообразно потребностям товарного и пассажирского движения. В последнее десятилетие конкуренция пароходных компаний, в особенности на Волге, вызвала появление пароходов, приспособленных к доставлению наибольших удобств публике. Так, по Волге совершают рейсы пароходы американской системы с комфортабельными залами, каютами и т. п. Пароходы американской системы строятся преимущественно в Сормове и Спасском затоне (близ города Спасска, Казанской губернии).
(Из газеты «Волжский вестник», [Казань], 1884 год, 2(14) октября, № 116, стр. 3. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые судоверфи: общества "Кавказ и Меркурий" завод в Спасском затоне Спасского уезда Казанской губернии, общества акционерного «Сормово» завод в селе Сормово Балахнинского уезда.