Старая версия сайта
[1905.08.17] Катастрофа с пароходом «Константин Кавос»

Слух о пожаре парохода „К. Кавос" вполне подтвердился. Рассказывают, что катастрофа произошла при следующих обстоятельствах. Утром, около 10 ч., 11 августа „К. Кавос", не доходя Камышина, поставил на якорь суда, которые он буксировал вверх по р. Волге. Сам „Кавос“-же направился к луговому берегу, против Камышина, где стояла нефтянка стационер об-ва „К. и М.“. С нефтянки-стационера на берег были устроены сходни. „Кавос" с большим трудом пристал к нефтянке, так как с нагорной стороны на луговую дул с утра сильный ветер, доходивший до силы шторма. Волнение на Волге было очень сильное. Тем не менее „Кавос" причалился к нефтянке, чтобы принять мазут. С нефтянки на пароход пристроили уже два желоба для слива мазута и возились с установкою третьего, как на пароходе из машинного отделения наружу выкинуло огонь. На пароходе и на нефтянке поднялся крик и суматоха. Нужно сказать, четыре женщины—жены людей из команды и детишки при них, к счастью, как только причалился пароход, сошли чрез нефтянку на берег погулять. Черные клубы огня и дыма вырывались из машинного отделения, подхватываемые сильным ветром. Огонь моментально разносился по всему пароходу. Тут же воспламенилась и нефтянка. По словам очевидцев с берега, „Кавос“ сгорел в 6 минут. При первом-же возникновении огня густой дым ветром наносило на нефтянку, стало быть, команда с последней и думать не могла о тушении пожара, так как дым застилал вход на пароход. Пароходская же команда, верхняя,—видя, что выбраться на нефтянку невозможно, что загоралась лившаяся нефть в желобах, инстинктивно бросалась в воду, чтобы доплыть до берега. Нижняя же, машинная команда, во время возникновения пожара, возилась с крышкою одного котла, в котором предполагалось чистить трубы. Треск и шум огня около форсунок ошеломил их неожиданно, а распространившийся дым принудил спасаться. Так же, как и верхняя команда, они бросались в воду, в чем находились. В воду бросались на подветренную сторону, так как тут не было дыма и огня, но здесь бушевали волны, ударяясь о корпус горевшего парохода.

Одним из последних бросился в воду машинист г. Федоров.—Один матрос, не надеясь доплыть до берега, ухватился за руль парохода и крепко держался за него. Машинист плыл последним и, поровнявшись с рулем, намеревался было также уцепиться за него, но не мог. Матрос же, ободряя его, кричал, называя машиниста по имени и отчеству: „понатужьтесь, хватайтесь скорее, понатужьтесь"... Но несчастный понатужиться не мог, уверяя кричавшего, что доплывет, и утонул. После Федорова осталась жена и 7 человек малолетних детишек. Покойный незадолго до катастрофы был переведен машинистом на „Кавос" с парохода „Цесаревич Николай".

Вся команда спаслась только в том, в чем она была, никто и ничего не мог спасти из своих пожитков. Особенно жестоко пострадал командир. Семья его и все имущество с весны находились в Астрахани, на квартире; в последний же рейс решено было отказаться от нанимаемой квартиры и перебраться на „Кавос", где имелись отличные каюты и разные удобства. Командир спасался в одном белье, так что ему пришлось облечься в пиджак, данный служащим на камышинской пристани. Человеческих жертв считают одну—утонувшего машиниста—Федорова.

Причина пожара объясняется тем, что кочегар забыл закрыть мазутную форсунку, паровые же закрыл. Открывая крышку у котла, служащие нижней команды толпились тут, около машиниста. Из открытой-же форсунки мазут, стекая, накапливался, согревался на горячем полу и потом воспламенился. Надо полагать, что мазута натекло много, так как огонь сразу охватил всю площадь около форсунок.

Убыток от пожара в общем огромный. Стоимость парохода определяется до 100 т. р. Машина на нем—250 номинальных сил, тройного расширешя; стационер с паровой перекачечной машинкой оценивается до 20,000 р., и мазута в нефтянке находилось 75,000 п., считая по рыночной цене 30 к. п. на 22,500 р. Суда, вообще все имущество в об-ве „К. и М.“ не страхуются. Затонувший корпус сгоревшего парохода поручено г. Александрову извлечь из воды и доставить в Астрахань. Для подъема корпуса из Астрахани посылаются две порожние баржи.


(Из газеты « Астраханский листок», 1905 год, 17(30) августа, среда, № 172, стр. 3)
Упоминаемые суда: Константин Кавос.
Упоминаемые судовладельцы: «Кавказ и Меркурий», общество акционерное пароходное и торговое..