Старая версия сайта
[1910.10-11] Потепление и судоходство на Волге в конце октября и начале ноября 1910 года

Наступившая теплая погода ободрила пароходчиков, снова засуетились в караване, спешно спускались баржи к мельницам и начали грузиться мукою в Астрахань. Застрявшие, было, в дороге пароходы тронулись и путь. Вернувшиеся из Дубовки в Царицын волжские «Граф» и «Княгиня», снова вышли из Царицына и третьего дня благополучно прибыли в Саратов. Когда они возвратились в Царицын, там стояли самолетский «Крылов» с грузом до 20000 пуд малосола в Саратов и шедший. также до Саратова меркурьевский «В. К. Александр Михайлович». Когда выяснилась возможность пути, командиры всех пароходов, по соглашению между собою, решили идти все вместе, избрав руководителем, как более сильный пароход, «Александр Михайлович», и таким образом все три парохода пришли вчера в Саратов. Остановившийся было здесь волжский «Самодержец» вчера погрузился и вышел в Астрахань. Сегодня утром рано прибыли из Астрахани «Миссури» и «Княгиня», вниз отправились в полдень опять вместе меркурьевский, волжский и самолетский пароходы.

Убыль воды ослабевает; в Симбирске вода прибывает; сегодня с утра Волга чиста, растаял лед и на заплесе берега.


( «Саратовский вестник», газета, 1910 год, №230, 26 октября, вторник, стр. 3 )

По полученным местными пароходчиками сведениям, по всей Волге стоит тепло. В Нижнем весь снег сошел, лед разрушился и разошелся, многие буксирные пароходы пошли с караваном в путь, другие добираются к местам зимовки с пунктов, где застал их ранний ледоход. В Казани также тепло и ледоход редеет. Полагают, если такая погода продолжится, выпустить пароходы и подобрать разбросанные в пути грузы, чтобы доставить на места назначения. В Сызрань и Самару пришли недошедшие пароходы, напр. «II. Чайковский» «Руси», запрятавшийся в Черный затон повыше Хвалынска. Из Саратова пошли меркурьевские и русинские пароходы, зимовка которым назначена была здесь. Пароходы уже оканчивали мытье трюмов и через день-другой вошли бы в затон, как правления затребовали возобновления рейсов, и русинский «Христофор Колумб» отправился в Камышин, а меркурьевский «Александр Невский» в Вольск и обратно в Астрахань. В ночь на 28-е вверх до Вольска прошли еще два парохода «Олег Вещий» и «Екатерина II», а русинский «Ломоносов» с рассветом ушел в Самару, «Миссури»-же обратно в Астрахань. Из Астрахани до Саратова вышли пароходы, которые должны возвратиться, если морозы не застанут их здесь. Помертвевшая было Волга после 25 числа вновь ожила и возобновилось пароходное движение. Надолго-ли — покажет время, так как вода уже «приготовлена» на зиму: имеет температуру в полградуса, а это надежный признак, что стоит ударить хорошему морозу и лед быстро появится. Однако, вместе с исчезновением ледохода, началась прибыль воды, а при прибыли, ледостав не скоро наступает.


(Из газеты «Саратовский вестник», 1910 год, №234, 30 октября, суббота, стр. 3)
Упоминаемые суда: Великий князь Александр Михайлович, Олег Вещий , Граф, Княгиня, И.А. Крылов, Миссури, Петр Чайковский, Христофор Колумб , Александр Невский, Екатерина II, Ломоносов.
Упоминаемые судовладельцы: общество пароходное "Самолет ", Общество «Кавказ и Меркурий», пароходное о-во "По Волге", Общество акционерное пароходное «Русь»..