Старая версия сайта
[1913.04.17] Катастрофа на пароходе «Великий князь Алексей»

19 апреля в Саратове были получены частные сведения о несчастье, случившемся с пароходом Об-ва «Русь» «Великий князь Алексей». Говорили, что пароход затонул, что есть человеческие жертвы. «Саратовский Листок» в экстренном прибавлении также сообщал о жертвах.

Вчера в 2 часа дня потерпевший аварию пароход прибыл в Саратов.

Путем осмотра парохода, расспросов пароходной команды, ознакомления с протоколами и актами нам удалось установить следующее:

Пароход имел до 150 чел. пассажиров и около 28000 п. груза. 17 апреля, около 2 ½ часов утра, при тихой и ясной погоде он подходил к сызранскому мосту. В 70 саженях от моста по неизвестной причине лопнула штурвальная цепь, и пароход потерял правеж. Заметив это, капитан остопорил машину в 20 саженях от моста, но пароход по инерции продолжал двигаться вперед и налетел на бык моста между третьим и четвертым пролетами.

Силою удара был сорван весь обнос от колеса к корме с кронштейном и находящимися на борту (внизу, служебными) каютами и двумя кухнями. Груз, бывший в шести пролетах, около 4 тыс пудов,— упал в воду, колесо сломалось; в люке № 3-й и в нефтяной цистерне открылась течь. Капитан приказал разбудить пассажиров, предложил им запастись спасательными средствами и спустить шлюпку. Вскоре после удара перестала действовать машина, и капитан распорядился бросить якорь.

В одной из снесенных палубных кают спала на койке прачка Виноградова. Она вместе с койкой упала в воду, и так удачно, что койка сослужила ей роль лодки. Через несколько минут Виноградову течением прибило к пароходу, и она была взята на палубу. Отделалаеь она испугом, холодной ванной и уишибами, которые врач признал легкими. Легкие ушибы получила и другая прачка. Больше никаких «человеческих жертв» не было.

Вскоре к «Алексею» подошел меркурьевский пароход «Императрица Екатерина», который и забрал всех пассажиров.

Инспектором судоходства самарского участка Васильевым и начальником сызранского моста было произведено дознание, которым установлено, что со стороны пароходной команды не было нарушений правил плавания.

При осмотре парохода можно судить о силе удара и о счастливой случайности, благодаря которой катастрофа не повлекла жертв.

Нижняя часть палубы левой стороны парохода разбита на протяжении нескольких сажень длины и в ширину около двух саженей. Всюду— обломки, раздробленные доски, бревна, клочки кровельного железа. Колесо исковеркано, лопасти его сбиты. Пассажирские каюты совершенно не пострадали, но на несколько вершков от них— все разрушено. Капитанский мостик снесен...

Капитан рассказывает:

— Когда произошло столкновение и когда я узнал, что в трюме пробоина, я думал, что все кончено, так как удар был страшной силы. Если бы пробоиной была разрушена, «переборка», отделяющая третий люк от четвертого, пароход неизбежно затонул-бы. Место глубокое, Волга широкая, и кругом ни души. К счастью, вода начала заполнять только третий люк. Среди пассажиров особенной паники не было, так как их вскоре известили, что пароходу не грозит никакой опасности...

Вчера «Вел. Кн. Алексей» отправился в Астрахань для починки.


(Из газеты «Саратовский вестник» за 21 апреля 1913 года, воскресенье, № 86, стр. 4)
Упоминаемые суда: Великий князь Алексей, Императрица Екатерина II.
Упоминаемые судовладельцы: Общество акционерное пароходное «Русь», Общество «Кавказ и Меркурий»..