Старая версия сайта
[1914.05.25] Грандиозный пожар на Волге

В Саратове сгорели пять пароходных пристаней, пассажирский пароход и масса грузов. Миллионные убытки.

(По телеграфу от собственного корреспондента).

САРАТОВ, 25-V. В два часа дня совершенно неожиданно загорелся на ходу пассажирский пароход Камско-Волжского о-ва «Иван Савин». Пассажиров успели высадить на пристань, а пароход вывести на стрежень.

САРАТОВ, 25-V. Ветром горевший пароход подбило к пристаням, которые были быстро охвачены огнем. Сгорели пристани пароходных обществ: «Кавказ и Меркурий», «Самолет», «Русь», «Восточного общества» и «О-ва по Волге».

Огонь перекинулся на товарные склады и рыбные ряды. Пожарные не в состоянии справиться с разбушевавшейся стихией.

САРАТОВ, 25-V. Горевший пароход «Иван Савин», спустившись вниз по течению, взорвался и сам, благодаря оборвавшейся цепи, встал на якорь.

САРАТОВ, 26-V. Выясняются убытки от пожара, достигающие почти миллиона рублей. Кроме рыбных складов, сгорел маслодельный завод.

Недосчитываются нескольких пассажиров.

(От С.-П. Агентства).

САРАТОВ, 25-V. Уничтожены пожаром пять пароходных пристаней, склады товаров, пароход, несколько барок. Пожар возник на пароходе «Волжско-Камского общества». Пожар потушен.

(От нашего корреспондента и со слов очевидцев).

«Иван Савин».

«Иван Савин» − пассажирский пароход. Всего в плавании – восемь лет.

Шел из Астрахани вверх по Волге.

Всего пассажиров на пароходе было около 150 человек, но пароход был переполнен городской публикой, наблюдавшей за происходившими на рейде гонками, устроенными яхт-клубом.

Гонки Яхт-клуба.

Кругом сновали лодки, переполненные празднично настроенной публикой.

Пожар на пароходе мгновенно изменил картину.

Публика в ужасе бросилась прочь от места катастрофы.

Все же, несмотря на то, что пристань яхт-клуба находилась поблизости от места пожарища, сам яхт-клуб совершенно не пострадал.

Начало пожара.

Как загорелся «Иван Савин»? Об этом рассказывают следующее.

За полчаса до отхода парохода из иллюминатора одной из кают показалось пламя.

Огонь быстро перебросился на верхние переборки, которые не задолго до того были выкрашены.

К несчастью, пароход не мог отойти от конторки, так как нужно было высадить всю публику.

Паника, охватившая публику, переполнившую пароход, не давала возможности команде горевшего парохода быстро справиться с высадкой пассажиров, мешая в то же время борьбе с огненной стихией.

Когда удалось высадить всю публику, пароход представлял из себя уже огромный костер.

Огонь с горевшего парохода перебросился на конторку «Камско-Волжского о-ва», но здесь его, при помощи публики, удалось быстро локализировать.

Другая версия.

По другой версии причиной пожара на пароходе послужила неисправность машинного отделения.

Многие из пассажиров указывают, что за несколько минут до обнаружения пожара машина отказалась работать, а вслед затем из иллюминаторов повалил дым и показался огонь.

Загораются пристани.

Спешно высадив пассажиров, команда парохода, желая оградить пристань от загорания, немедленно обрубила чалки и пароход был предоставлен течению, в надежде, что оно отнесет его на средину реки.

Расчетам этим, однако, не суждено было сбыться.

Пароход, весь объятый пламенем, медленно поплыл мимо пароходных пристаней, последовательно зажигая их до того быстро, что пристанская прислуга не успевала даже обрубить подмостей и тем хотя бы несколько преградить доступ огню на берег.

Вспыхнула, как свечка, пристань «Самолет», загорелась ярким пламенем соседняя пристань «О-ва по Волге», загорелись и другие пристани, увеличивая собою необъятный костер.

Вот огонь перебросился на берег. Загорелись бунты бумажного товара, бочки с маслом, керосином.

Стихия не имела пред собою преград, уничтожая на своем пути решительно все. Сгорели рыбные склады, сгорел неработавший маслобойный завод.

Вскоре пожаром захватило часть Миллионной улицы.

Сгорел солемольный завод Кукуева, несколько барж, склады и проч. Дальнейшее распространение огня на город с неимоверными усилиями удалось прекратить.

Нужно было видеть сотни обезумевших от ужаса людей, − пассажиров, пристанской прислуги, которые искали спасения от огня, забывая о семьях, о детях, о вещах.

В борьбе с стихией приняли участие все пожарные части и четыре парохода.

Отсутствие помощи.

Пожар принял такие грандиозные размеры потому, что не было оказано горевшему пароходу никакой помощи в самом начале.

Хотя в Саратове и имеется специально приспособленный казенный пожарный пароход «Сызрань», тем не менее он почему-то при возникновении пожара отсутствовал.

Прибудь пароход своевременно на место катастрофы, он мог бы отвести горевшего «Ивана Савина» на стрежень и тогда не произошло бы того, что получилось благодаря отсутствию своевременно поданной помощи.

Остальные пароходы не рискнули приблизиться к горящему «Ивану Савину», опасаясь стать вместе с ними жертвой разъяренной стихии.

Как спасся капитан.

Нужно отдать должное капитану горевшего судна.

Распорядившись о спасении пассажиров, он выждал, когда сошла команда и уже затем, направив руль парохода прочь от пристаней, он бросился в воду, где и был подхвачен подоспевшей лодкой.

Несчастный случай с кассиром.

Когда огонь охватил конторку о-ва «Самолет», кассир бросился в контору, чтобы спасти находившиеся в ней документы.

Но едва он переступил порог, как должен был искать спасения.

Но путь к возврату ему уже был отрезан.

Выскочив через окно, он не мог найти сходни и принужден был броситься за борт.

Но и в воде около горевшей конторки положение было не из завидных. Жар был настолько велик, что ему приходилось все время опускаться в воду, но все же за те промежутки, которые он проводил над поверхностью воды, он получил сильные ожоги затылка и спины.

Рассказы очевидцев.

Наш сотрудник беседовал вчера с пассажирами парохода «Княгиня», которые были случайными очевидцами разбушевавшейся огненной стихии.

− Идя с низу к Саратову, мы далеко увидали огромный костер, − говорили наши собеседники.

Вот показался Увек и пароходу был отдан приказ отдать чалки.

− Пристани горят – быстро разнеслась ужасная весть по пароходу.

− Пароход в Саратов не пойдет, − и все пассажиры, ехавшие до этого места, принуждены были высадиться здесь, где ожидал их поданный поезд для того, чтобы отвезти в город.

Не успели саратовские пассажиры сойти на берег, как был отдан новый приказ:

− Идти в Саратов к пристани Камско-Волжского товарищества, единственной пристани, уцелевшей каким-то чудом.

Пароход отвалил и по мере приближения к Саратову развертывалась все больше и больше грандиозная картина пожарища, впереди которой одиноко стоял объятый пламенем «Иван Савин».

Но вот раздался оглушительный взрыв и к нему высоко взвился громадный столб огня, обжигая согретым воздухом лица пассажиров приближавшейся «Княгини».

И как бы в ответ на этот призывной салют стихии с берега раздались несколько меньших по силе взрывов, увеличиваю собою море огня. То лопались бочки с керосином, краской и маслом.

После взрыва «Иван Савин» вдруг как-то почернел, вздрогнул всем своим корпусом и остановился.

[…]

Беседа с пом. капитана парохода «Достоевский».

− Картина пожара ужасная. Огонь распространялся с такой быстротой, что служащие пристаней, бросившись спасать горящую конторку Камско-Волжского т-ва должны были немедленно возвратиться, чтобы спасать свое имущество.

Когда пожар охватил весь пароход, кто-то распорядился обрубить причалы. Эта мера спасла пристань «Камско-Волжского т-ва», но зато благодаря этому распоряжению, преданы огню все остальные пристани.

Размеры убытков.

По вполне понятным причинам, размеры убытков выяснить пока еще не удалось, тем более, что на всех конторках сгорели решительно все документы и книги. Каким-то чудом удалось спасти таковые только на одной пристани «Кавказ и Меркурий».

Принимая же во внимание большие заготовки грузов, убытки следует признать колоссальными, в особенности для пароходств «О-ва по Волге» и «Русь», где погибли в огне почти все грузы.

После пожара.

Пристани сейчас представляют из себя ряды обугленных бревен и досок и ничто не напоминает, что здесь два-три дня тому назад кипела жизнь.

Все конторки, за исключением Камско-Волжского о-ва, сгорели и пароходы в большом количестве принуждены делать стоянку у одного дебаркадера.

До 12 час. дня понедельника пожарные команды были заняты тушением горевших пристаней.


( Из газеты «Волжский край», [Самара], 1914 год, 28 мая, № 88, стр. 2. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Савин, Достоевский, Княгиня.
Упоминаемые судовладельцы: общество пароходное "Самолет ", Общество «Кавказ и Меркурий», пароходное о-во "По Волге", общество Восточное товарных складов, Общество акционерное пароходное «Русь», «Волжско-Камское коммерческое пароходство», акционерное общество..