Старая версия сайта
[1914.06] К гибели парохода «Царица»

Пассажиры с погибшей «Царицы» для следования в Н.−Новгород были переданы на пароход «Симеон Гордый». Сгоревший пароход застрахован в Северном Обществе. «Царица» построена в 1899 г. на сормовских заводах. Она имела машину в 1000 индикаторных сил и подымала 24,000 пуд. груза. Постройка и отделка «Царицы» с тремя капитальными ремонтами стоила обществу «По Волге» 250 тыс. руб.

У общества нет организации уведомления по пристаням. Общество рассылает только обычные телеграммы: «вышел такой-то пароход или едет такая-то персона, будьте внимательны». Но обществу нет дела до простых смертных пассажиров 2, 3 и 4 класса. На запросы из Саратова, Астрахани, Царицына в общество «По Волге» о судьбе ехавших лиц на «Царице» ответов не последовало. Вообще на пассажирских пароходах нет особого надзора за помещениями пассажиров. Дежурят вахтенные, но они занимаются подметанием полов, тасканием груза. Уделяется внимание только для верхнепалубных первоклассных пассажиров, где всегда дежурят по два матроса. В третьем и четвертом классе, где люди брошены на пол, на нары, вместе с рогожами, кулями, сеном, горючим грузом, надзора нет. Там нет даже освещения в темных уголках, становящихся самыми опасными, когда разразится катастрофа. По подсчетам компетентных лиц общества «Самолет», «Кавказ и Меркурий», «По Волге» за 1913−1914 г. ухлопали на оборудование мишурой первых классов на своих пароходах 1 мил. 350 тыс. р., а на организацию противопожарного дела – ни копейки. Кое-что сделано пароходствами в санитарном отношении, но опять-таки больше для 1 и 2-го классов, где имеются герметические шкафчики с зеркальной отделкой и стеклянными полками для посуды, фильтры и т. п.

В устарелых казенных судовых правилах нигде нет вменения в обязанность судоходного надзора осматривать каждый приходящий и уходящий пароход в отношении нахождения на нем недозволяемого горючего груза… Все это путейским ведомством для облегчения своей чисто бумажной и канцелярской работы передается на страх и совесть пароходств.

(«С. Л.»).

−−−

Прибывшая в Н.−Новгород одна из пассажирок спаслась с грудным ребенком. Когда она бросилась в воду, то плыла с большим трудом, не оставляя ребенка. Но силы несчастную стали оставлять. Она почувствовала, как ребенок у нее выпал из рук в воду… Несчастная мать снова успела схватить свое дитя и поплыла дальше, но силы ее вновь оставили, ребенок опять очутился в воде. Что было дальше, женщина не помнит. Они пришла в себя уже на берегу и около нее было ее дитя, но с помятыми ногами.

На берегу среди пустынной природы, темной ночью, среди спасшихся, были не менее душераздирающие картины. Здесь горе и радость слились в одно… − Это картины распознавания родителей детьми и наоборот.

− Слава Богу живы!... и от радости, смешанной с глубоким горем, плакали…

По словам одного из пассажиров, некоторые из спасшихся, не могли пережить перенесенных волнений и умирали от разрыва сердца. Таких случаев было два-три.


(«В. Сл.»).


( Из газеты «Заволжье» [газета, издававшаяся в Балаково], 1914 год, 20 июня, № 30 стр. 2. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Царица, Симеон Гордый.
Упоминаемые судовладельцы: общество пароходное "Самолет ", Общество «Кавказ и Меркурий», пароходное о-во "По Волге"..