Старая версия сайта
[1887.07] О кончине А.А. Зевеке

Из «Нижегородской Почты» заимствуем несколько подробностей кончины А.А. Зевеке. Смерть, по словам газеты, застигла его совершенно неожиданно. Утром он чувствовал себя, по-видимому, хорошо, никому на нездоровье не жаловался и делал по телефону некоторые распоряжения. Затем, в 10¼ часов, захвативши газеты, отправился в сад, окруженный маленькими детьми; едва он успел сесть на скамью, как с ним сделалось дурно. Тотчас же послали за докторами; первым прибыл г. Килевейн и застал уже последние минуты покойного. Вслед за г. Килевейном явились врачи: Венский и Штюрмер, но они могли констатировать факт смерти.

В 11 ч. утра, нижегородским пароходовладельцам было уже известно о смерти г. Зевеке, − флаги на мачтах его пристаней были наполовину спущены.

Покойный известен всей Волге своею отличительною деятельностью, принесшей так много пользы Волжскому судоходству. Еще когда он состоял управляющим делами Волжско-Камского пароходного общества, то, по его инициативе, был построен этим обществом первый пароход американского типа: «Переворот». Было затем еще выстроено несколько пароходов того же типа, но вскоре дела Волжско-Камского общества расстроились и оно прекратило свое существование. Часть его пароходов принадлежала английской компании и часть г. Журавлеву. Тогда г. Зевеке ведение всего дела принял исключительно на себя. Всем было известно, что г. Зевеке не владел тогда большими средствами и многие пророчили ему полнейшую неудачу, но неутомимая энергичная деятельность покойного не уронила дела, а наоборот, поставила его в самое цветущее состояние. Не гоняясь, по примеру других, за большими барышами, г. Зевеке аккуратностью и добросовестностью обратил на себя общее внимание волжских промышленников, и его пароходы американского типа, не отличающиеся большою ходовою скоростью, но будучи вместе с тем и товарными, вскоре приобрели большую популярность. Отправляемые товары, при невысоком, сравнительно, тарифе, доставлялись всегда в условленный срок и, конечно, в несколько раз скорее товаров, посылаемых с буксирными пароходами. Пассажиры также были довольны американскими пароходами, так как дешевле, удобнее и комфортабельнее их на Волге не было. В то время, когда прочие пароходные общества отличались особенным равнодушием ко всем нововведениям, касающимся волжского промысла, г. Зевеке, наоборот, старался всеми силами доставить товароотправителям и пассажирам всевозможные удобства. Несколько лет назад небывалое обмеление Волги заставило пароходовладельцев особенно подумать о судьбе их промысла, и г. Зевеке первый ввел на Волге удобные для мелководия пароходы, также американского типа с одним задним колесом. Не стесняясь расходами, он выписал из Америки строителя-специалиста и одновременно командировал туда же своего сына для наилучшего ознакомления с этим делом, и в два-три года выросли на Волге пять пароходов совершенно новой конструкции. Волжским пароходопромышленникам осталось только подражать г. Зевеке, и вскоре появилась на Волге паровая грузовая баржа также с задним колесом, а затем и несколько других. В настоящее время у г. Зевеке шесть пароходов американского типа заднеколесных. В прошлом году г. Зевеке праздновал десятилетие существования его пароходства на Волге; в день празднования от всех служащих ему был поднесен роскошный альбом работы известной мастерской Хлебникова. Поднесение это до глубины души растрогало г. Зевеке, и он горячо благодарил своих служащих. Помимо особенной деятельности покойного на Волге, г. Зевеке отличался еще и своею заботою о нуждах ближнего; во всех благих и полезных начинаниях он первый протягивал руку помощи, и последним предсмертным его пожертвованием было ежегодное ассигнование 1000 рублей на содержание предполагаемого в Нижнем Новгороде речного училища.

Преемником г. Зевеке является его сын – Александр Альфонсович.


(Из газеты «Самарская газета», 1887 год, № 156, 26 июля, стр. 3. Материал предоставлен Алексеем Александровым )
Упоминаемые суда: Колорадо (Первое название парохода "Колорадо", не вошедшее в официальные Справочники - "Переворот").
Упоминаемые судовладельцы: Камско-Волжское пароходное общество, Зевеке А.А...