Старая версия сайта
[1905.09.23] Подробности катастрофы на пароходе «Николай II-й»
Часов в 12 ночи на 23 сентября пароход, отойдя от пристани «Щербаковка», в 60 верстах от Камышина, пошел полным ходом. Была темная ночь. Лил сильный дождь, сопровождавшийся штормом. Через четверть часа пассажиры почувствовали сильный толчок, электричество начало бледнеть. Через несколько мгновений почувствовался толчок сильнее. Электричество погасло. Водворился полный мрак. Испуганные пассажиры повскакали с мест и, в то же время, ощутили в воздухе присутствие теплого пара, который распространился как на верхней, так и на нижней части парохода, в особенности же в помещении четвертого класса. Где-то раздались крики: «пожар!» Паника усилилась, несколько женщин упало в истерику. Некоторые начали раздеваться с целью прыгнуть в воду. Немедленно после первого толчка машина перестала работать, но пароход, в силу инерции, шел вперед, постепенно замедляя ход. Капитан повернул пароход к берегу, и он через несколько минут стал на отмель, в нескольких десятках шагов от берега. Пока отыскали и зажгли свечи, прошло минут 7−10. Пассажиры продолжали метаться в испуге… Наконец, когда зажгли свечи, все увидели, что несколько человек, обваренных паром, лежали на полу и стонали. Заглянули в машинное отделение и увидели, что магистральная паропроводная труба лопнула. Тут же лежали мертвыми, обваренные паром до неузнаваемости, масленщик и кочегар. Бедные служаки так и остались на том месте, где находились во время напора пара. Помощник машиниста, бывший также в машинном отделении, получив сильнейшие ожоги, быстро выскочил наверх, но, прометавшись с полчаса, в страшных мучениях скончался. Из пассажиров получили сильные ожоги около 10 чел. Это главным образом те, которые сидели во время катастрофы вблизи машинного отделения. Сильно пострадала женщина, кормившая в момент катастрофы ребенка: у нее обварено лицо, ноги и вся грудь. Ребенок и 12-летняя девочка, сидевшая возле, подверглись той же участи. У остальных пострадавших пассажиров тоже обварены разные части тела, у некоторых очень сильно. Жизнь некоторых из них в опасности. В первый же момент пассажиры хотели быстро оказать помощь пострадавшим. Бросились за медикаментами, но их не нашли. Где-то отыскали пакли и масла для смазывания машины и, обмакнувши паклю в масло, прикладывали ее к ранам пострадавших.
В это время шел мимо какой-то буксирный пароход. Так как свисток на потерпевшем «аварию» пароходе не действовал, то капитан велел спустить шлюпку. На сигналы шлюпки пароход подошел и, узнавши в чем дело, начал давать тревожные свистки. Через короткое время на зов подошел плывший вниз купеческий пароход «Академист», взял с «Николая» часть пассажиров, всех пострадавших и умерших и отправился в Камышин, не заходя в попутные пристани, ни в Добрянку, ни в слободу Николаевскую. Остальные пассажиры остались дожидаться самолетского парохода, который должен был скоро прийти. Из расспросов машиниста пока выяснено, что причина несчастия – лопнувшая коробка парового котла.
По последним сведениям, пострадавших девять: трое умерли на месте, четвертый, грудной ребенок, умер в Камышине, мать его при смерти. На поправление остальных 4-х, находящихся в камышинской зем. больн., есть надежда. Больничные служащие говорят, что все пострадавшие были сильно облиты маслом, но не аптечным. Таким образом, факт отсутствия в нужный момент аптечки на пароходе подтверждается. Кроме перечисленных лиц, некоторые, получившие более легкие ожоги, не заявили об этом.
(Из газеты «Пермские губернские ведомости», 1905 год, 13 октября, № 216, стр. 2-3. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Император Николай II, Академист..