Старая версия сайта
[1903.10] Волжские пароходовладельцы против мер, обеспечивающих пожарную безопасность

Невозможно без чувства негодования читать отчеты о том, что говорят господа волжские пароходовладельцы на происходящих теперь в Н. Новгороде «совещаниях» о мерах против пожаров на пароходах. Какая бы мера ни предлагалась, как бы сравнительно дешева они ни была сама по себе – сейчас же начинаются самые грубые и циничные возражения со стороны хозяев. Чего, кажется, естественнее указание на то, что нельзя загромождать грузами верхних отводов парохода около балкона и крыш второй палубы? Об этом говорят все ездившие по Волге. И в самом деле, до сих пор пароходчики до того злоупотребляли этим «правом», что из верхней штурвальной рубки трудно управлять пароходом: крыша заваливается бочками, бочонками и т. п. На крышах перевозятся целые экипажи, перевозится в стеклянных бутылях серная кислота!.. Сколько тут несчастий может обрушиться на голову злополучных пассажиров, рискующих попасть под дождь из серной кислоты – очевидно для каждого, но только не для пароходовладельцев. Они яро восстали против предложения запретить подобного рода погрузку. Пришлось доказывать аксиому, не требующую доказательств и, тем не менее, в результате всех этих споров оказалось, что совещание признало возможным удержать прежний порядок нагрузки кладей, недопустимой хотя бы уже по одному тому, что все эти горы груза, не говоря уже о разного рода случайностях, будут мешать и пассажирам, и матросам, в случае какой-нибудь катастрофы, выбраться из парохода.

Не будем приводить дальнейших споров. Они в этом же роде. Прекрасной иллюстрацией к ним может служить сегодняшняя телеграмма из Нижнего Новгорода. Пароход «Макарьевец» загорелся «от упавшей с гвоздя лампы»… Это в пароходе, целом огромном доме, керосиновые лампы, да еще на гвоздях! Скупость «хозяина» доходит до таких мелочей, что, прикрепляя более или менее сносно лампы в пассажирских каютах, он, в помещении для матросов, только потому, что туда никто не заглядывает, вешает лампу на гвоздике, как это делают крестьяне в своих избушках. Пришлось тушить пожар, вызванный этой милой экономией, и оказалось, что в распоряжении команды – одни только ведра…

Пора бы, в самом деле, положить конец этому возмутительному отношению волжских пароходчиков к чужой жизни и к чужим интересам. Если они способны под свежим впечатлением недавних катастроф спокойно вести свою старую линию скаредности, то считаться с их мнением нечего. Не хотят сами сделать, от них нужно потребовать.

Вл. Б.


(Из газеты « Новое время», 1903 год, 4 (17) октября, № 9908, стр. 5. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Макарьевец..