Старая версия сайта
[1889] Постройка бельгийским заводом Кокериль лучших паровых судов волжского флота (Из очерка Н. Лендера «Волга и ее судоходное дело»)

Не лишен интереса вопрос: кому принадлежит главная роль в постройке лучших паровых судов волжского флота. Оказывается, что не нашим заводам. а Бельгии. В самом деле, самые выдающиеся и усовершенствованные пассажирские пароходы построены именно в Бельгии. Таковы пароходы общества «Самолет»: «Пушкин», «Лермонтов», «Некрасов», «Жуковский», «Великая княгиня Мария Павловна» и другие, и «Александр II» и « Николай Новосельский» общества «Кавказ и Меркурий». Русское же судостроение сыграло пока для Волги очень скромную роль. Но о нем—после. Обратимся теперь к бельгийским строителям, т. е. к заводам Кокериль, доставившим Волге названных выше прекрасных ходоков. О Кокериле мы очень много слышим на русских реках, но очень мало знаем. Познакомится несколько поближе. Судостроительные заводы Кокериль основаны в 1817 году. Они находятся на берегу Мезы, в двух лье от Люттиха. Это грандиозное предприятие, не имеющее себе подобного. Чтобы судить о его размерах достаточно сказать, что ежегодная выработка простирается на сумму до 36 мил. франков. До 1840 года дело находилось в руках знаменитого Джона Кокериль, а в 1842 году заводы поступили в заведывание вновь образовавшейся компании, которая энергично продолжала дело основателя предприятия. Оно разрасталось до настоящих своих размеров с известной постепенностью. В 1823 году были построены 43 паровых машины. С 1824 года до 1830 число машин возросло до 158; в 1829 году был выстроен уже целый пароход для плавания по Рейну в 80 сил. С 1833 по 1835 г. построены 53 машины и паровой локомотив, С этого времени работа особенно усилилась и пошла горячо, распространившись на постройку новых железных дорог, так например, в 1845 году общество заводов Кокериль получило заказ на сооружение известной сен-жерменской железной дороги. Строились локомотивы, атлантические пароходы, сложные машины, мосты, суда, в том числе чудесные пароходы американской системы для нашей Волги п крейсер «Чесма», а также некоторые мосты для России. Начиная е 1866 г. управление заводами находилось в руках барона Евг. Садуань, до 1887 г. в руках Делуа Матье, a с 1887 года оно находится в руках теперешнего директора горного инженера Адольфа Гренье, с редким уменьем в энергией продолжающего блестящее дело Джона Кокериля. Заводы занимают, в настоящее время, громадную местность в 108 гектаров, с населением в 30.000 душ н имеют одиннадцать отделений. Персонал служащих доходит до 9.000 человек. Жалованье им выплачивается до 9 мил. франков. При заводах открыты школы и специальные курсы. Бюджет расходов, составлявший в 1842 году лишь 6 тысяч франков, увеличился в настоящее время до 372 тысяч франков. Капитал общества составляет 15.000.000 франков. Ежедневное потребление топлива 1.400.000 кил. Заводами построено, до настоящего времени, 64.650 машин, судов, пароходов и проч.

Предприятие громадное, почтя беспримерное и нужно сказать правду, что при незначительности и слабости наших собственных судостроительных средств, оно оказало блестящие услуги волжскому пароходному делу, которое, в сравнительно короткое время, заявило о себе целым рядом новых великолепных судов, как нельзя более удобных и соответствующих капризным волжским условиям. Мы уже говорили об этих судах в № 41-42 «Русского Судоходства» и возвращаться к ним не будем.

Наше собственное судостроение, в последнее время, более рельефно заявляет о себе на Каспийском море, чем на Волге. Действительно, на Каспии появляется целый ряд паровых шхун, работы русских заводов: преимущественно Сормовскпх заводов наследников Бенардаки, и частию завода И. И. Любимова в Перми. Сормовский завод, кроме шхун для Каспийского моря, выстроил, со времени своего основания, в 1849 г., 127 паровых судов разных конструкций и до 11,000 товарных вагонов.


(Из журнала «Русское судоходство» за 1889 год)
Упоминаемые суда: Император Александр II, Пушкин, Некрасов, Лермонтов, Жуковский, Вел. Кн. Мария Павловна, Николай Новосельский.
Упоминаемые судовладельцы: Общество «Кавказ и Меркурий», общество пароходное "Самолет ".
Упоминаемые судоверфи: Societe Anonyme John Cockeril завод в Hoboken, Бельгия.