Старая версия сайта
[1889.08.27] Пароходные безобразия
МАМАДЫШ. В ночь с понедельника на вторник 27 августа на р. Каме близ устья р. Вятки пассажирский пароход Булычева «Иловатка», шедший из Казани в Вятку, налетел на какой-то предмет и проломил в кормовой своей части стену дамской каюты, образовав большую пробоину несколько повыше окон. Находившиеся в каюте дамы-пассажирки и ехавшие только до г. Мамадыша, до которого от устья р. Вятки считается пятнадцать верст, уже не спали, считая свое путешествие почти оконченным, и, благодаря этому, отделались гораздо меньшим испугом, чем если бы были в объятиях сладкого сна. Само собой разумеется, что испуг дам был сильный и даже одной пассажирке М.С. Ф−ой, которая лежала в каюте именно к проломившейся стенке, был нанесен чем-то удар в голову – правда, хотя и несильный, но, тем не менее, такой, от которого на голове образовалась шишка. По рассказам оказывается, что около двух часов ночи в дамской каюте послышался очень сильный треск, зазвенели падающие с окон стекла и стена каюты выпятилась внутрь последней, образовав отверстие, иначе говоря, проломилась. Поднялся крик, разбудивший и других пассажиров в мужской каюте, поднялась понятная суматоха и крики «к берегу», а пароход все продолжал идти полным ходом. Наконец, появился и капитан, который начал успокаивать публику, говоря, что дойдут и так, подложивши под пробоину брезент, и хода парохода, как говорят, не уменьшал.
Теперь является вопрос: отчего произошло это несчастие? Из акта, составленного капитаном, видно, что на пароход наскочило какое-то судно, плывшее будто бы поперек реки (следовательно, капитан видел и направление судна). Как же это г. капитан, видя (ночь была светлая), что на пароход плывет судно, не принял никаких мер к тому, чтобы судно не налетело на пароход? Ведь это же прямая обязанность гг. командиров. Да и был ли сам капитан в это время наверху парохода? Наконец, правда ли, что причиной несчастия явилось судно, плывшее будто бы на пароход? Не вероятнее ли предположить, что пароход, управляемый за отсутствием капитана лоцманами, сам наскочил на судно и именно таким образом, что, заметив в близком расстоянии от парохода стоящее на реке судно, во избежание столкновения, сильно взял курс налево и, таким образом, правая кормовая часть парохода ударилась в нос судна. Так как пароход все время продолжал идти полным ходом и удалялся от места катастрофы, то никто из пассажиров и не мог видеть судна, повредившего пароход. Нам кажется, второе предположение, − т. е., что пароход сам наскочил, при описанных выше условиях, на судно – вернее объяснений г. капитана парохода.
Во всяком случае, кажется очень странным, как это во время светлой ночи может налететь на пароход плывущее поперек реки судно, или же пароход наскочить на баржу? Куда же смотрят гг. командиры?
Заговорив о пароходах, не могу обойти молчанием одного безобразия, имевшего место на пароходе Тырышкина. Недавно мне пришлось ехать из Казани на пароходе Тырышкина «Наследник». Ночь прошла спокойно. Встаю утром и вижу, что команда парохода, начиная с капитана и кончая последним лоцманом, «на втором взводе». Капитан показывается наверху парохода только у пристаней. Помощник отсутствует. Пароход управляется пьяными лоцманами. В Чистополе садятся на пароход две знакомые мне дамы. Отваливши от Чистополя, иду завтракать в рубку. Спустя короткое время в рубку входят знакомые дамы и поведали мне следующее: едва только они сели на скамейку около штурвала, как лоцмана начали приставать к ним с расспросами: кто такие, куда едете, откуда и зачем? Не желая вступать с лоцманами в разговор – дамы пересаживаются на нос парохода, но расходившиеся и охмелевшие лоцмана начинают ругать дам отборными словами за то, что последние не желают с ними разговаривать, и заставили дам сойти в класс. И это среди белого дня на пароходе?!?
Капитан парохода того же Тырышкина «Любимец» уверял в с. Соколке (пристань на р. Каме, где всегда много пассажиров, приехавших с верховьев р. Камы, ожидают пароходов в Вятку) публику, что пароход отвалит от пристани в Вятку сейчас же, и торопил пассажиров брать билеты на конторке, а не на пароходе, и уже дан был один свисток, а между тем, стоял у Соколки после первого свистка ровно шесть часов, поджидая, как оказалось, пароходов бр. Каменских. На вопрос пассажиров: «когда же уйдете», − нахально отвечал: «а вот будут свистки, тогда и отойдет». Недовольство пассажиров было очень заметное, а капитан с разжиревшим конторщиком пристани только посмеиваются: билеты-то взяты – не уйдете.
Вот какие порядки существуют на некоторых вятских пароходах!
(Из газеты «Волжский вестник», 1889 год, 6 (18) сентября, № 219, стр. 3. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Иловатка, Любимец, Наследник.
Упоминаемые судовладельцы: Булычев Т.Ф., Тырышкин Я.Ф., Каменские, братья Ф. и Г., торговый дом..