Старая версия сайта
[1878.06.23] Гибель парохода «Иоанн» братьев Каменских

Казань, 27-го июня. Корреспонденция «Волги».

Казань переполнена рассказами о страшной катастрофе на Волге, происшедшей 23 числа, утром, в 12 верст. от Нижнего Новгорода, на так называемом «Телячьем Броде». По рассказам, дело было так: пароход бр. Каменских «Иоанн», полный пассажирами, отошел от Нижнего ранее других пассажирских пароходов. Несколько позднее его отошел от нижегородской пристани и почтовый пароход компании «Самолет» «Ратьков-Рожнов». Верст за 11-12 от Нижнего, пароход «Ратьков-Рожнов» стал догонять «Иоанна». Тогда капитан последнего, не желая допустить, чтобы его перегнал самолетский пароход, велел усилить пар и чрез это ускорить ход парохода…

Быстрота его точно увеличилась, но… вдруг раздался какой-то треск и пароход начал опускаться в воду, расколовшись в корневой части почти на две половины; затем послышался страшный взрыв и пароход подбросило вверх… Началась ужасная, неописываемая картина гибели парохода. Большинство пассажиров погибло; многие были задавлены, обварены и наповал убиты обломками и кусками лопнувшего паровика и других частей парохода: многие упавшие в воду после взрыва, утонули, не умея плавать, или были насмерть зашибаемы осколками разрушившегося парохода, кружившимися в воде, которая страшно клокотала и кипела на месте ужасной катастрофы. Число погибших, конечно, еще не приведено в ясность, но полагают, что доходит с лишком до 200. Около полутораста человек оказалось раненых, из которых уже по спасении их пароходом «Ратьков-Рожнов», многие умерли.

Так, рассказывают, что скончался сам капитан парохода «Иоанн», которому первоначально оторвало руки и ноги… У одного пассажира погибли жена и двое детей, бывшие во время катастрофы внизу, в каюте второго класса, у другого погибла жена. Буфетчика парохода так притиснуло при распадении парохода крышей буфета, что его вытащили мертвым, раздавленным. Двух казанских богатых торговцев, Лаврентьева и Немчинова сильно обварило и ранило.

Вот те ужасные рассказы, которые передаются здесь из уст в уста.

Носится страшный слух, что самый погибший пароход был крайне неисправен, что машина была попорчена так, что когда была замечена возможность катастрофы, то оказалось невозможным выпустить пары и избавить пароход от крушения. Правда ли это?

Несчастия по Волге, страшные, поражающие несчастия – происходят из года в год. И что всего ужаснее – они почти всегда есть следствие глупого, тем более преступного соревнования, желания обогнать один другого. Неужели теперь, уже конечно не одна тысяча жертв, погибших в водах Волги, не вызовет изменения тех порядков, какие существуют!...

[...]

О взрыве парохода «Иоанн», из Нижнего Новгорода «Новому Времени» сообщают: 23-го июня, вечером, привезены были в Нижний 6 трупов и до 15-ти обваренных паром еще живых людей. Говорили, что на пароходе было до 300 человек народа, и число погибших на нем никак не менее 80 человек. От машиниста ничего не осталось, все кочегары, бывшие на смене у печей, погибли, много пассажиров и пароходной прислуги потонуло, но капитан остался цел.

Обвиняют машиниста недосмотревшего, что в паровиках мало было воды, капитан парохода «Иоанн», будто бы, ни в чем не виновен, 23-го июня отправилась на место гибели «Иоанна» из Нижнего полиция, медики и суд с товарищем прокурора во главе.

Корреспондент «Московск. Ведом.» о том же событии говорит: пароход «Иоанн», принадлежащий фирме братьев Каменских, из Нижнего отправился с пассажирами до Перми 23 июня, ровно в 11 часов утра, а в 2½ часа получено было известие, от пришедшего с низу меркурьевского парохода, что «Иоанн» в 18 верстах от Нижнего погиб.

По книгам конторы братьев Каменских значится проданных билетов в этот роковой день. I класса на 3 человека, II класса на 9 и III класса на 36 – всего сорок восемь человек; служащих на пароходе 30 человек, буфетной прислуги 8, при некоторых служащих были жены и дети в количестве 10 человек; таким образом на пароходе было всего пассажиров и служащих 96 человек. В справедливости этих сведений, полученных корреспондентом от конторы братьев Каменских, он не сомневается, ибо фирма эта известна безукоризненною честностью во всех своих действиях; сколько в действительности погибло пассажиров – сказать однако никто не может: заявление в акте о погибших пятнадцати жертвах едва ли будет точно, ибо это заявляют те люди, которые потеряли близких или знакомых; но вероятно были пассажиры, не имевшие около себя близких людей, и их-то гибель остается в полной неизвестности. Тщательной поверки спасенных людей не сделано, хотя и была сделана приблизительная перепись перенятых с погибшего парохода пассажиров. Но кто же поручится за ее верность?

***

«Москов. Вед.» сообщают из Нижнего Новгорода. Вот последние, тщательно проверенные на месте подробности гибели парохода «Иоанн», принадлежащего братьям Каменским и затонувшего в 20 верстах от Нижнего, на том самом месте, где в прошлом году погиб пароход «Муромец». Из сведений почерпнутых на месте от свидетелей катастрофы, а также от лиц бывших на погибшем пароходе и спасшихся каким-то чудом, оказывается, что несчастные пассажиры парохода «Иоанн» были жертвой нетрезвости машиниста и более чем странного обычая волжских пароходов обгонять друг друга. «Иоанн», отчаливший от Нижегородской пристани 23 числа, в 11 часов утра, с пассажирами, число которых неизвестно, шел все время впереди парохода «Геннадий Ратьков-Рожнов» общества «Самолет». Этот пароход, обладая скорым ходом, видимо обгонял «Иоанна», напрягавшего все усилия чтоб остаться впереди. Спор был неравный, «Иоанн» был ходок более слабый, и тягаться ему с самолетским пароходом было не под силу. Между тем, как рассказывает один из спасшихся пассажиров, пьяный машинист все усиливал пары и, наконец, довел до того что новый котел, освидетельствованный и прослуживший всего 3 года, не выдержал давления и со страшно разрушительною силой лопнул. Взрыв был так силен, что из пассажиров 1-го и 2-го классов помещавшихся в корпусе никто не спасся. Спаслись только некоторые из тех кои находились на палубе. Капитану повредило обе ноги, машинист и прочая прислуга погибли, в том числе погибла и жена буфетчика, которая направилась по требованию мужа заваривать чай во 2-м классе; ее уже похоронили в Нижнем. Муж же ее спасся. Погибли не только отдельные лица, но и целые семейства.

[...]

В «Нижегородском Биржевом Листке», помещен «акт», составленный 23 июня начальником 3 дистанции II отделения, V округа путей сообщения. Содержание его заключает факты уже сообщенные нами в газете. В этом акте останавливают внимание подписи некоторых пассажиров утвердивших его. Вот подлинные слова подписей: потерявший на пароходе «Иоанн» жену, троих детей и все свое имущество, пассажир дворянин Мариан Анастасьевич Сенкевич, местожительство имею в Нижнем Новгороде; содержатель буфета парохода «Иоанн», потерявший жену, изувеченную сестру жены моей и все свое имущество и буфетное, нижегор. мещ., Николай Васильев Казначеев, жительство имею в Нижнем Новгороде; пассажир парохода «Иоанн», дворянин Смоленской губ., Дорогобужского уезда, жительство имею Самарской губернии, Бугульминского уезда, в имении московского купца Кукина, Владимир Прохоров Переслегин, потерявший векселей на 600 р., банковый билет на 300 р. и денег серебр. до 100 р. и т. д….


(Из газеты «Волга», издававшейсяв Саратове, 1878 год, № 43, 5 июkя, стр. 1-2, 7 июля, №44, стр.2-3. Материал предоставлен Алексеем Александровым )
Упоминаемые суда: Геннадий Ратьков-Рожнов.
Упоминаемые судовладельцы: общество пароходное "Самолет ", Каменские, братья..